Решение ФАС РФ от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1521

"О признании жалобы необоснованной: действия оператора электронной площадки не противоречат положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 30.10.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2018 г. по делу N 18/44/105/1521

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АС" (далее - Заявитель) на действия ООО "РА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Министерством образования и науки республики Дагестан (далее - Заказчик), Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение сбора, обобщения и анализа информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Дагестан, для проведения Общественным советом при Минобрнауки РД независимой оценки качества в 2018 году (номер извещения 0103200008418005861) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, возвратившего заявку Заявителя в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в период после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя, и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.09.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 473 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.10.2018;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;

7) дата проведения Аукциона - 29.10.2018.

8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 2 участника Аукциона;

9) победителем Аукциона признано ООО "Д" с предложением о цене контракта 4 204 585 рублей.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, возвратившего заявку Заявителя в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. При этом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 439 об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, при превышении начальной (максимальной) цены контракта в размере 1 млн. рублей заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, электронные процедуры, извещение об осуществление которых размещены в ЕИС, начиная с 1 октября 2018 года (включительно) проводятся на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющейся приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р, к которым относится электронная площадка ООО "РА", в том числе в части обеспечения заявок с использованием специальных счетов, открытых участниками закупок, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета" указанное постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о проведении которых размещены в ЕИС после даты начала функционирования Операторов электронных площадок, определенных в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 27.09.2018 N 0103200008418005861 Заказчиком установлено обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере - 44 730 рублей, при этом срок окончания подачи заявок - 22.10.2018.

В составе жалобы Заявитель пояснил, что им открыт специальный счет в отделении АО "РБ".

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета" указанное постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о проведении которых размещены в ЕИС после даты начала функционирования Операторов электронных площадок, определенных в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

При этом, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что согласно положениям Закона о контрактной системе, до даты начала функционирования Операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации, проведение электронных процедур осуществляется на ранее отобранных площадках, к которым, в том числе, относится оператор электронной площадки ООО "РА". При этом, порядок проведения таких процедур проводится согласно положениям части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе с учетом требований части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил, а также не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, а также доказательств, подтверждающих, что на специальном счете Заявителя имелись денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на дату окончания подачи заявок на участие в Аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

При этом, Комиссия усматривает в действиях Заказчиков признаки нарушения Закона о контрактной системе в связи с установлением противоречивых положений о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Решением от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1522 передано в адрес Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "АС" необоснованной.

2. В связи с тем, что материалы от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1522 переданы соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России, материалы по настоящему делу для проведения внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.