Решение ФАС РФ от 16.04.2021 по делу N 21/44/105/445

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 16.04.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2021 г. по делу N 21/44/105/445

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией ФГБУ "У" (далее - Конкурсная комиссия) АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0304100007621000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены противоречивые сроки даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе;

3. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).

Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.03.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 608 440 рублей;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 082040525УТ200200414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.04.2021;

6) дата рассмотрения первых частей заявок - 19.04.2021.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Частью 1 статьи 53 Грк РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.

Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что при выполнении функций строительного контроля участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается положениями ГрК РФ.

Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание услуг по проведению строительного контроля: "Реконструкция гидроузла на р. Терек (I этап), Терский район, Кабардино-Балкарская Республика".

Пунктом 11 информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации, не противоречат положениям законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены противоречивые сведения о дате окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.04.2021. При этом согласно пункту 18 информационной карты Конкурсной документации дата окончания срока подачи заявок - 12.04.2021.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что при формировании извещения о проведении Конкурса, а также Конкурсной документации допущена техническая ошибка.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего противоречивые даты окончания срока подачи заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N 1 Критерия N 1, поскольку требование, предъявляемое к дате заключения контрактов/договоров, является ненадлежащим, а также ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с положениями Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 оценке подлежат контракты/договоры на выполнение работ сопоставимого характера и объема, при этом работами сопоставимого характера считаются работы по проведению строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта на объектах капитального строительства гидротехнических сооружений и мелиоративных насосных станциях, выполненные в рамках исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных за последние 5 лет, предшествующих сроку окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

Комиссия, изучив указанный порядок оценки приходит к выводу о том, что указанное требование Конкурсной документации, предъявляемое к дате заключения контрактов/договоров является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N 1 Критерия N 1, поскольку в рамках данного показателя не подлежат оценке гражданско-правовые договоры, установлена непропорциональная шкала присвоения баллов, а также оценке подлежат контракты(договоры) предметом которых является оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта исключительно на объектах капитального строительства гидротехнических сооружений и мелиоративных насосных станциях что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с порядком оценки установленному Конкурсной документацией по Показателю N 1 Критерия N 1 оценке подлежат копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров). Кроме того, Конкурсной документацией установлена следующая шкала присвоения баллов: наличие 5 и более контрактов (договоров) - 100 баллов; наличие 4-х контрактов (договоров) - 80 баллов; наличие 3-х контрактов (договоров) - 60 баллов; наличие 2-х контрактов (договоров) - 40 баллов; наличие 1-го контракта (договора) - 20 баллов; отсутствие контрактов (договоров) - 0 баллов. Кроме того, по Показателю N 1 Критерия N 1 оценке подлежат контракты (договоры) предметом которых является оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта исключительно на объектах капитального строительства гидротехнических сооружений и мелиоративных насосных станциях что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что вышеуказанные положения порядка оценки установлены в связи с потребностью Заказчика, а также не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.

Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседании Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.

В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.

4. Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Пунктом 11 информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации (далее - СРО), при этом не указана область членства в СРО, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в пункте 17 информационной карты Конкурсной документации неправомерно отсутствует требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, нарушают часть 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. На заседании Комиссии установлено, что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1 к оценке принимаются исполненные без штрафных санкций (пеней) контракты (договоры) цена каждого из которых составляет не менее 50% от НМЦК Конкурса.

Комиссия приходит к выводу, что требование в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 о предоставлении к оценке контрактов (договоров), исполненных без начисления неустоек (штрафов, пеней) является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Кроме того, требование порядка оценки Конкурсной документации, предъявляемое к минимальной стоимости контрактов/договоров, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной в части установления ненадлежащим образом даты окончания срока подачи заявок, а также ненадлежащего порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 1.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3, части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 16.04.2021 по делу N 21/44/105/445 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.