Решение ФАС РФ от 27.04.2021 по делу N 21/44/105/533

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 27.04.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2021 г. по делу N 21/44/105/533

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "В" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией ФГБУ "У" (далее - Конкурсная комиссия), АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции открытого осушительного канала МК-1 и отрегулированного водоприемника осушительной системы "Исса", Инсарский район, Республика Мордовия (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0309100002921000003) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) в Конкурсной документации и извещении о проведении Конкурса установлены противоречивые сведения в отношении осуществления закупки среди субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО);

2) в информационной карте Конкурсной документации и проекте контракта Конкурсной документации установлены противоречивые сроки оплаты выполненных работ;

3) в Конкурсной документации, в извещении о проведении Конкурса не указаны дата и время рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе, дата подачи участниками Конкурса окончательных предложений о цене контракта, дата и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе;

4) в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2), показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 3) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта" (далее - Критерий N 1).

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии частично согласился с доводами Заявителя.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.04.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 100 000 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 082040525ФВ194009414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.04.2021.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации и извещении о проведении Конкурса установлены противоречивые сведения в отношении осуществления закупки среди СМП и СОНО.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Пунктом 7 информационной карты Конкурсной документации установлено "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом в отношении того, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации".

При этом в извещении о проведении Конкурса не установлено требование, что закупка осуществляется среди СМП и СОНО.

Кроме того, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя и пояснил, что в информационной карте Конкурсной документации допущена техническая ошибка. Таким образом Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование, что закупка осуществляется среди СМП и СОНО.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в информационной карте Конкурсной документации и проекте контракта Конкурсной документации установлены противоречивые сроки оплаты выполненных работ.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Пунктом 5.2 информационной карты Конкурсной документации: "Сроки и порядок оплаты: Оплату выполненных и принятых объемов работ Заказчик производит в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня подписания Заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и прилагаемый к ней акт о приемке выполненных работ (форма КС-2)".

В соответствии с пунктом 4.16 проекта государственного контракта Конкурсной документации: "Оплату выполненных и принятых объемов работ Заказчик производит в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и прилагаемый к ней акт о приемке выполненных работ (форма КС-2)".

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа согласился с доводом Заявителя и пояснил, что в информационной карте Конкурсной документации допущена техническая ошибка, оплата выполненных работ происходит в соответствии с пунктом 4.16 проекта государственного контракта Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, в извещении о проведении Конкурса не указаны дата и время рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе, дата подачи участниками Конкурса окончательных предложений о цене контракта, дата и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются: дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Пунктом 1 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 января 2024, в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации такой конкурс проводится с учетом особенностей, а именно: информация, предусмотренная пунктами 4 - 6 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации не указывается.

На заседании Комиссии установлено, что Конкурс проводится с учетом особенностей части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе, поскольку объектом закупки является "Реконструкция открытого осушительного канала МК-1 и отрегулированного водоприемника осушительной системы "Исса", Инсарский район, Республика Мордовия", в связи с чем информация, предусмотренная пунктами 4 - 6 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе, не подлежит указанию в Конкурсной документации.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия N 1.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатели N N 1, 2, 3, в рамках которых оцениваются контракты (договоры), предметом которых являются выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" пункта 27.3 Правил объекта капитального строительства соответствующего вида. К таким видам объектов капитального строительства относятся линейные объекты капитального строительства, при этом начисления баллов участникам закупки осуществляется в соответствии с пунктом 24 Правил.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия N 1, поскольку не установлено предельное минимальное количественное значение квалификационного критерия, а также не предусмотрена формула расчета количества баллов. Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами определенного уровня квалификации".

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.

Вместе с тем на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные требования к порядку оценки, установленные в Конкурсной документации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правил, поскольку содержат указание на предельное необходимое максимальное количественное значение показателей Критерия N 1, а также на пункт 24 Правил, в соответствии с которым участникам закупки присваиваются баллы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

На заседании Комиссии установлено, что согласно части IV пункта 7.2 Конкурсной документации "Поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, указанном в Части V "Проект контракта".

При этом проект государственного контракта Конкурсной документации не содержит конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в виде конкретного процента цены контракта.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1.7 технической части Конкурсной документации установлены требования к безопасности производства работ на объекте по организации строительства, которые должны выполняться в соответствии с СП 45.13330.2012. "Земляные сооружения, основания и фундаменты", утвержденный приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/2 (далее - Свод правил).

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части Конкурсной документации установлен Свод правил утративший силу с 01.08.2020.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Пунктом 18.2.1 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника электронного конкурса по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11, 12 ст. 55.16 ГрК РФ. Перечисленные выше требования не распространяются на участника электронного конкурса в случаях, предусмотренных ч.ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ".

Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлено требование о соответствии компенсационного фонда возмещения вреда участника закупки положениям части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "В" обоснованной в части пунктов 1, 2 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 27.04.2021 по делу N 21/44/105/533 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.