ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2021 г. N 223ФЗ-261/21
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "М" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участие представителей:
ООО "РА": <...>,
ООО "М": <...>,
представители ГАУЗ СО "С" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "М" от 12.05.2021 N 47 на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "РА" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мембранных оксигенаторов для проведения кардиохирургических операций на 2021 год (извещение N 32110130793), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "М" (далее - Заявитель) от 12.05.2021 N 47 на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "РА" (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мембранных оксигенаторов для проведения кардиохирургических операций на 2021 год (извещение N 32110130793) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукционной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением Аукциона, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://223.rts-tender.ru/ регулируется Регламентом работы электронной торговой площадки ООО "РБ", утвержденного генеральным директором ООО "РА" С. от 25.03.2021 (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.03.2021;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 27 758 709 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок - 14.04.2021;
4. Дата рассмотрения первых частей заявок - 15.04.2021;
5. На участие в Аукционе подано 3 заявки;
6. К участию в Аукционе допущены все участники закупки;
7. Дата проведения Аукциона - 16.04.2021;
8. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 19.04.2021;
9. По результатам рассмотрения вторых частей заявок 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации;
10. Дата подведения итогов Аукциона - 19.04.2021;
11. Победителем Аукциона признано ООО "С" с предложением о цене договора в размере 27 619 915,46 рублей.
Согласно доводу Жалобы, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором неправомерно удержаны денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечение заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и документацией об Аукционе.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6.9 Регламента блокирование обеспечения заявки и прекращается по основаниям и в сроки, установленные статьей 4 Соглашения о гарантийном обеспечении, утвержденного приказом генерального директора ООО "РА" от 14.01.2021 N 01-П/21 (далее - Соглашение).
Пунктом 4.7.1 статьи 4 Соглашения установлено, что блокирование обеспечения заявки прекращается в течение одного рабочего дня, в том числе в в случае непоступления от участника закупки ни одного ценового предложения в период проведения Аукциона.
В соответствии с Документацией об Аукционе дата проведения Аукциона 16.04.2021 с 11:00 по 11:10 (по московскому времени).
Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 277 587,09 рублей.
Из Жалобы Заявителя следует, что в целях обеспечения заявки на участие в Аукционе Заявителем открыт специальный счет N 40702810650000000559 в ПАО "Б" (далее - Банк). При этом Заявитель участие в Аукционе не принимал и не подавал ценовое предложение.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения и пояснил, что Оператором 17.04.2021 направлен запрос в Банк на разблокировку денежных средств Заявителя, в связи с тем, что Заявителем не было подано ни одного ценового предложения по закупке, однако запрос Банком не выполнен по основанию: "Не найден договор по счету (AX/40702810353000000559/810)".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Вместе с тем Оператором 11.05.2021 направлен повторный запрос в Банк на разблокировку денежных средств Заявителя, при этом запрос Банком выполнен успешно и денежные средства на специальном счете Заявителя разблокированы.
Таким образом Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о закупках не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку указанное нарушение Оператором электронной площадки устранено самостоятельно.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "М" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 12.05.2021 N 47 на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мембранных оксигенаторов для проведения кардиохирургических операций на 2021 год (извещение N 32110130793) обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "РА" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о закупках Оператором устранено, предписание об устранении нарушения Закона о закупках не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.