Решение ФАС РФ от 24.05.2021 по делу N 21/44/105/717

"О признании жалобы частично обоснованной: порядок оценки участников закупки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта"
Редакция от 24.05.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2021 г. по делу N 21/44/105/717

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Тверской области "Д" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией Заказчика (далее - Конкурсная комиссия) АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство Бежецкой центральной районной больницы" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0136500001121001726) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 20.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 24.05.2021.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов" (далее - Показатель N 1), "Общее количество исполненных контрактов" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1), поскольку оценке подлежит общее количество исполненных контрактов в течение 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) Конкурса

2) ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок по Показателю N 1, 2 Критерия N 1, поскольку к оценке принимаются контракты/договоры, заключенные в рамках Закона о контрактной системе или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках);

3) не разместивших в Конкурсной документации обоснование проведения Конкурса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 563).

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.05.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 466 257 800 рублей;

4) источник финансирования - бюджет Тверской области, КБК - 122090156403R3650414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.06.2021.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N 1, 2 Критерия N 1, поскольку оценке подлежит общее количество исполненных контрактов (договор) у участников закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, объектов капитального строительства в течение 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) Конкурса, что по мнению Заявителя ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В пункте 27(2) Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Согласно подпункту "а" пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

линейные объекты капитального строительства;

особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки участников закупки по Показателям N 1, 2 Критерия N 1 ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат заключенных контракты со стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и не предусмотрено пунктом 27(2) Правил.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию N 1, поскольку к оценке принимаются контракты/договоры, заключенные в рамках Закона о контрактной системе или Закона о закупках. При этом не принимаются к оценке договоры гражданско-правового характера.

В соответствии с Конкурсной документацией оценке подлежит "общее количество успешно исполненных контрактов (договоров) у участника закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) и/или контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) и/или контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), в течение 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанный порядок оценки установлен исходя из потребности Заказчика и позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком, Уполномоченным органом не размещено в Конкурсной документации обоснование проведения закупки в соответствии с Постановлением N 563.

В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе до 01.12.2024 Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Постановлением Правительства Тверской области от 31.03.2021 N 160-пп утвержден перечень объектов капитального строительства в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе (далее - Перечень).

Объект "Строительство Бежецкой центральной районной больницы" включен в указанный Перечень.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что закупка осуществляется в соответствии с частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе и на основании постановления Правительства Тверской области от 31.03.2021 N 160-пп, в связи с чем обоснование проведения закупки, предусмотренное Постановлением N 563 в Конкурсной документации, не размещено.

Комиссия, изучив представленные на заседании Комиссии документы и сведения, а также заслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателям N 1, 2 Критерия N 1 в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 24.05.2021 по делу N 21/44/105/717 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.