Решение ФАС РФ от 24.05.2021 по делу N П-53/21

"О признании жалобы необоснованной: действия заказчика не противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 24.05.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2021 г. по делу N П-53/21

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи запрос Военной прокуратуры Брянского гарнизона, содержащий информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях ФГКВОУ ВО "А" (далее - Заказчик), при осуществлении Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с последующим заключением государственного контракта на выполнение работ по реконструкции "здания N 34 помещения N 1", "здания N 38 помещения N 1", "здания N 39 помещения N 1", "здания N 40 помещения N 1", "здания N 41 помещение N 1" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0354100009018000155, номер реестровой записи контракта в ЕИС - 1575301479518000241) (далее - Закупка у единственного подрядчика N 1), при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания N 50 (ГОЗ) (номер извещения в ЕИС - 0354100009019000166) (далее - Аукцион N 2), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступил запрос Военной прокуратуры Брянского гарнизона, содержащий информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Закупки у единственного подрядчика N 1, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона N 2.

Согласно доводу запроса Заказчиком неправомерно внесены изменения в существенные условия контрактов, заключенных по результатам проведения Закупки у единственного подрядчика N 1, Аукциона N 2, в части увеличения сроков выполнения работ.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом запроса и сообщили, что при проведении Закупки у единственного подрядчика N 1, Аукциона N 2 и на этапе исполнения обязательств по контрактам, заключенным по результатам проведения указанных закупочных процедур, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 18.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.05.2021.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, по Закупке у единственного подрядчика N 1:

1) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Закупка у единственного подрядчика N 1;

2) 31.07.2018 Заказчиком заключен государственный контракт N 1820202370702000000000000/11/10 (номер реестровой записи в ЕИС - 1575301479518000241) с ФГУП "С" по цене в размере 641 640 000 рублей (далее - Контракт N 1).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 2:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.11.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион N 2;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 93 813 888 рублей;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации (в рамках государственного оборонного заказа), КБК - 20207069990094009413;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.11.2019;

6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион N 2 признан несостоявшимся, так как по окончанию срока подачи заявок подана только одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе N 2.

7) победителем Аукциона N 2 признано ООО "А" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 93 813 888 рублей;

8) Заказчиком заключен государственный контракт с Победителем от 06.12.2019 N 1920202170872000000000000/11/25 (реестровый номер в ЕИС - 1575301479519000280) по цене в размере 93 813 888 рублей (далее - Контракт N 2).

Согласно доводу запроса Заказчиком неправомерно внесены изменения в существенные условия Контрактов N 1, 2 в части увеличения сроков выполнения работ.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

На заседании Комиссии установлено, что сроком выполнения работ по Контракту N 1 определено 15.11.2020, при этом дополнительным соглашением от 27.05.2020 N 6 указанный срок продлен до 18.06.2021. Сроком выполнения работ по Контракту N 2 определено 02.11.2020, при этом дополнительным соглашением от 25.12.2020 N 5 указанный срок продлен до 31.05.2021.

На заседании Комиссии представители Заказчика представили материалы и пояснили, что внесение изменений в сроки выполнения работ по Контрактам NN 1, 2 осуществлялось в строгом соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В частности, в ходе выполнения строительно-монтажных работ по Контрактам NN 1, 2 возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения и требующие внесения изменений в проектную документацию.

Так, в ходе проведения строительно-монтажных работ по Контракту N 1, Заказчиком установлено, что при вскрытии деформационных швов зданий реализовать проектное решение по прокладке системы дымоудаления не представляется возможным, так как демонтаж строительных конструкций может привести к потере конструктивной надежности зданий. С учетом изложенного потребовалось внесение изменений в проектную документацию в части изменения способа прокладки системы дымоудаления (вынос на фасад зданий), а также внесения изменений в смежные разделы проектной документации (электрика, объемно-конструктивные решения, слаботочные сети). Внесение изменений в проектную документацию по Контракту N 1 осуществлялось в период с декабря 2018 по июль 2019, в связи с чем подрядная организация не имела возможности выполнять строительно-монтажные работы в полном объеме.

По результатам внесения указанных изменений в проектно-сметную документацию получены положительные заключения экспертизы от 25.02.2020 N 57-1-1-3-0004-20, от 26.03.2020 N 57-1-1-3-0007-20, выданные отделом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Службы инженерно-технического обеспечения ФСО России.

В ходе проведения строительно-монтажных работ по Контракту N 2, Заказчиком установлено, что изготовитель оборудования, предусмотренного проектной документацией, находится в стадии банкротства с июля 2019 года, в связи с чем приобретение и монтаж указанного оборудования не представляется возможным. При этом указанное оборудование является технологически сложным и нетиповым, в связи с чем его замена повлекла необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию, в том числе смежные разделы: холодоснабжение, общестроительные работы, электроснабжение, слаботочные сети, теплоснабжение, вентиляция. Выполнение мероприятий по подбору и замене поставщика оборудования, удовлетворяющего требованиям проектной документации, а также по корректировке проектной документации проводилось в период до ноября 2020 года и препятствовало выполнению работ в сроки, установленные графиком производства работ.

Изучив представленные материалы и выслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21, Комиссия

решила:

Признать действия ФГКВОУ ВО "А" при проведении Закупки у единственного подрядчика N 1, Аукциона N 2 не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.