Решение ФАС РФ от 02.06.2021 по делу N П-54/21

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 1 ст.и 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 02.06.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2021 г. по делу N П-54/21

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение Счетной палаты Российской Федерации от 30.04.2021 N 11-232/11-04 (далее - Обращение), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях "РБ" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РА" (далее - Оператор электронной площадки N 1) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку персональных компьютеров для нужд "РБ" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100006020000046) (далее - Аукцион N 1), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку учебников, учебных пособий, методической, научно-популярной, художественной литературы на русском языке в представительства "РБ" и русские школы (классы) в государствах-участниках СНГ, в Республике Абхазия и в Республике Южная Осетия (номер извещения в ЕИС - 0173100006020000048) (далее - Аукцион N 2), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку в представительства "РБ" и русские школы (классы) в иностранных государствах учебников, учебных пособий, методической, научно-популярной, художественной литературы на русском языке (номер извещения в ЕИС - 0173100006020000054) (далее - Аукцион N 3), при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки N 2) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению "Форума преподавателей-русистов стран Азии и Австралии" (номер извещения в ЕИС - 0173100006020000058) (далее - Конкурс N 1), открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организационно-техническому и методическому сопровождению проведения международной конференции по вопросам поддержки русских школ за рубежом (номер извещения в ЕИС - 0173100006020000063) (далее - Конкурс N 2) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило Обращение, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки N 1 Аукционов N 1 - 3, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки N 2 Конкурсов N 1, 2.

Из Обращения следует, что в действиях Заказчика имеются следующие признаки нарушения Закона о контрактной системе:

1. Заказчиком в извещениях и документации об Аукционах N 1 - 3 установлены противоречивые сведения в части количества закупаемого товара;

2. Заказчиком в извещениях о проведении Конкурсов N 1, 2 ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;

3. Заказчиком в извещении о проведении Конкурса N 2 не установлены требования к банковской гарантии, предоставляемой участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе N 2.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Обращения и сообщил, что при проведении Аукционов N 1 - 3, Конкурсов N 1, 2 Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения Обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 1:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.08.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 215 500 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09501134130490019242;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 24.08.2020;

6) на участие в Аукционе N 1 подано 2 заявки от участников закупки, допущенных к участию в Аукционе N 1;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, заявки которых признаны соответствующими Закону о контрактной системе и документации об Аукционе N 1;

8) победителем Аукциона N 1 признан Н. (далее - Победитель N 1) с минимальным предложением о цене контракта в размере 2 060 415 рублей;

9) Заказчиком заключен государственный контракт с Победителем N 1 от 25.08.2020 N 048/ГК-И-7-2020 (реестровый номер в ЕИС - 1770470675820000058) по цене в размере 2 060 415 рублей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 2:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 04.08.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 54 157 700 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09507090250890019244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 12.08.2020;

6) на участие в Аукционе N 2 подано 2 заявки от участников закупки, допущенных к участию в Аукционе N 2;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, заявки которых признаны соответствующими Закону о контрактной системе и документации об Аукционе N 2;

8) победителем Аукциона N 2 признано ООО "У" (далее - Победитель N 2) с минимальным предложением о цене контракта в размере 53 074 545,50 рублей;

9) Заказчиком заключен государственный контракт с Победителем N 2 от 01.09.2020 N 048/ГК-РЯ-8-2020 (реестровый номер в ЕИС - 1770470675820000056) по цене в размере 53 074 545,50 рублей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 3:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.09.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 500 000 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09507090250890019244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 08.10.2020;

6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион N 3 признан несостоявшимся, так как на участие в нем подана только одна заявка, признанная соответствующей Закону о контрактной системе и документации об Аукционе N 3;

7) победителем Аукциона N 3 признано ООО "А" (далее - Победитель N 3) с предложением о цене контракта в размере 18 500 000 рублей;

8) Заказчиком заключен государственный контракт с Победителем N 3 от 29.10.2020 N 0173100006020000054 (реестровый номер в ЕИС - 1770470675820000061) по цене в размере 18 500 000 рублей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Конкурсу N 1:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.10.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 500 000 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09507090250890019244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе N 1 - 10.11.2020;

6) на участие в Конкурсе N 1 подано 5 заявок от участников закупки, допущенных к участию в Конкурсе N 1;

7) дата подачи окончательных предложений - 12.11.2020;

8) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе N 1 - 12.11.2020;

9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе N 1 все заявки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации N 1;

10) победителем Конкурса N 1 признано ООО "С" (далее - Победитель N 4) с предложением о цене контракта в размере 5 850 000 рублей;

11) Заказчиком заключен государственный контракт с Победителем N 4 от 26.11.2020 N 0173100006020000058 (реестровый номер в ЕИС - 1770470675820000064) по цене в размере 5 850 000 рублей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Конкурсу N 2:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.12.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 500 000 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09507090250890019244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе N 2 - 18.01.2021;

6) на участие в Конкурсе N 2 подано 8 заявок от участников закупки, допущенных к участию в Конкурсе N 2;

7) дата подачи окончательных предложений - 21.01.2021;

8) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе N 2 - 22.01.2021;

9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе N 2 все заявки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации N 2;

10) победителем Конкурса N 2 признано ФГАОУ ВО "РБ" (далее - Победитель N 5) с предложением о цене контракта в размере 5 700 000 рублей;

11) Заказчиком заключен государственный контракт с Победителем N 5 от 05.02.2021 N 0173100006020000063 (реестровый номер в ЕИС - 1770470675821000002) по цене в размере 5 700 000 рублей.

1. Согласно доводу Обращения, Заказчиком в извещениях и документации об Аукционах N 1 - 3 установлены противоречивые сведения в части количества закупаемого товара.

Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о количестве товара, являющегося предметом контракта.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

На заседании Комиссии установлено, что документацией об Аукционе N 1 предусмотрена необходимость поставки товара в количестве "30 единиц", документацией об Аукционе N 2 предусмотрена необходимость поставки товара в количестве "97 988 единиц", документацией об Аукционе N 3 предусмотрена необходимость поставки товара в количестве "65 172 единиц".

При этом извещениями о проведении Аукционов N 1 - 3 установлено, что объектами закупки является "1 единица" товара.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное противоречие в извещениях и документации об Аукционах N 1 - 3 допущено вследствие отсутствия у Заказчика технической возможности в заполнении извещения в ЕИС соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещениях и документации о проведении Аукционов N 1 - 3 противоречивые сведения в части количества поставляемого товара, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Обращения, Заказчиком в извещениях о проведении Конкурсов N 1, 2 ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки устанавливается краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На заседании Комиссии представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что извещения о проведении Конкурсов N 1, 2 содержат всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

При этом в составе Обращения отсутствует информация, свидетельствующая об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности указанного довода.

3. Согласно доводу Обращения, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса N 2 не установлены требования к банковской гарантии, предоставляемой участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе N 2.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки устанавливается размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.

Пунктом 10 извещения о проведении Конкурса N 2 установлено следующее: "Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.

Банковская гарантия, выданная участнику банком для целей обеспечения заявки, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок".

На заседании Комиссии представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что извещение о проведении Конкурса N 2 содержит всю необходимую информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе.

При этом в составе Обращения отсутствует информация, свидетельствующая об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности указанного довода.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика при проведении Аукционов N 1 - 3 нарушения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключены государственные контракты.

3. Передать материалы от 02.06.2021 по делу N П-54/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.