Решение ФАС РФ от 27.05.2021 N 223ФЗ-271/21

"О признании жалобы обоснованной: оператором не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении конкурса, что нарушает ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 27.05.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2021 г. N 223ФЗ-271/21

О РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО "Е": <...>,

МУП "В": <...>,

ООО "С": <...>,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "С" от 20.05.2021 N 3065 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: строительство сетей водоснабжения и водоотведения к жилому кварталу N 1 по проспекту Космонавтов в г. Екатеринбурге (извещение N 32110258067), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 20.05.2021 N 3065 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (далее - Оператор) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: строительство сетей водоснабжения и водоотведения к жилому кварталу N 1 по проспекту Космонавтов в г. Екатеринбурге" (извещение N 32110258067) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АО "Е", утвержденным Генеральным директором АО "Е" Е. (далее - Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, конкурсной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.04.2021;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 66 380 961,60 рубль;

3. Дата окончания срока подачи заявок - 17.05.2021;

4. Дата рассмотрения заявок - 18.05.2021;

5. Дата подведения итогов Конкурса - 20.05.2021.

Согласно доводу Жалобы, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором неправомерно возвращена заявка Заявителя, поданная на участие в Конкурсе, ввиду отсутствия денежных средств, внесенных в качестве платы за участие в процедуре.

Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28.2.10.7 Регламента, в случае если требование внесения обеспечения не было установлено Организатором торгов в извещении, то денежные средства, при условии их наличия, блокируются в размере платы за участие, установленной в пункте 4.1.11 Регламента.

Из пункта 4.1.11 Регламента следует, что Оператор обязан взимать плату с участника, который принял участие в процедуре и по итогам которой был признан победителем на основании итогового протокола процедуры. Размер платы за каждый размещенный лот составляет 6 900 рублей, в том числе НДС 18% для процедур, объявленных с 01.02.2016.

Пунктом 28.2.10.7 Регламента установлено, что в течение 1 (одного) часа с момента списания денежных средств, находящихся на субсчете блокированных средств Заявителя, все заявки на участие в процедурах такого Заявителя, не обеспеченные денежными средствами на его лицевом счете, автоматически возвращаются Заявителю Оператором с обязательным направлением уведомления такому Заявителю. В этом случае Заявитель считается отстраненным от участия в процедуре.

В соответствии с пунктом 4.2.3.3 Регламента, если требование о внесении обеспечения участия в процедуре установлено организатором торгов на расчетный счет Заказчика, оператор электронной площадки вправе принимать от Заявителя заявку на участие с возможностью блокирования средств Заявителя в качестве платы с отрицательным остатком, но не передавать ее для рассмотрения организатору торгов в случае наличия отрицательного остатка на лицевом счете Заявителя на момент окончания даты приема заявок, указанного в извещении о проведении процедуры

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что 13.05.2021 на расчетный счет Оператора, указанный в пункте 28.2.10 Регламента, Заявителем зачислены денежные средства, внесенные в качестве платы за участие в Конкурсе.

Вместе с тем представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что ввиду несвоевременного обновления информации, сведения о наличии денежных средств на счету Заявителя 17.05.2021 отсутствовали, в связи с чем заявка Заявителя была отклонена на основании пункта 4.2.3.3 Регламента.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС приходит к выводу, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Конкурса, что нарушает часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) 20.05.2021 N 3065 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: строительство сетей водоснабжения и водоотведения к жилому кварталу N 1 по проспекту Космонавтов в г. Екатеринбурге (извещение N 32110258067) обоснованной.

2. Признать в действиях АО "Е" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения в соответствии с принятым решением от 27.05.2021 N 223ФЗ-271/21.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.