Решение ФАС РФ от 04.06.2021 по делу N 21/44/105/911

"О признании жалобы обоснованной: действия конкурсной комиссии нарушают ч. 4 ст. 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 04.06.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2021 г. по делу N 21/44/105/911

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу АО "Ю" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФКУ "Р" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФКУ "Р" (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству несамоходного землесоса класса "*О 2,0 (лед 10) А" проекта N 4395 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100119821000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 02.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 04.06.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.04.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 662 800 000 рублей;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 1100408244В294009414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.05.2021;

6) на участие в закупке подано 5 заявок, из которых 3 заявки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признано АО "П" с предложением о цене контракта в размере 3 396 000 000 рублей.

Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев отказа в допуске участнику к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с частью 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.05.2021 N ПРО1 (далее - Протокол) участнику с идентификационным номером заявки "3" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Конкурсе, поскольку первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме не содержит конкретные показатели товара.

Пунктом 20 информационной карты Конкурсной документации установлено, что первая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пунктом 20 информационной карты Конкурсной документации, включается в заявку на участие в Конкурсе в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

Техническое задание Конкурсной документации содержит перечень основного оборудования с указанием товарных знаков.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки к поставке предложен товар с товарным знаком идентичным техническому заданию Конкурсной документации, то есть фактически дано согласие на поставку товара на условиях Конкурсной документации, следовательно, указание в заявке на участие в Конкурсе конкретных показателей товара не требовалось. В связи с изложенным Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Таким образом, вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

2. Решением Комиссии ФАС России от 04.06.2021 по делу N 21/44/105/910 (далее - Решение) в действиях Конкурсной комиссии, Заказчика выявлены следующие нарушения:

- нарушение части 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе Конкурсной комиссией Заявителю в допуске к участию в Конкурсе;

- нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, выразившееся в применении Конкурсной комиссией ненадлежащим образом порядка оценки по показателю "показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки";

- нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении Заказчиком конкретного процента цены контракта привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении Заказчиком в Конкурсной документации параметров эквивалентности товара, предусмотренного основным перечнем оборудования технического задания Конкурсной документации.

На основании Решения выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "Ю" обоснованной.

2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 4 статьи 54.5, части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 04.06.2020 по делу N 21/44/105/910, по данному решению предписание не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 04.06.2021 по делу N 21/44/105/910 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.