Решение ФАС РФ от 19.10.2018 по делу N 18/44/105/1384

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 19.10.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2018 г. по делу N 18/44/105/1384

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФКП "Щ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией ФКП "Щ" (далее - Аукционная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Комплексная реконструкция объектов биокомбината (II этап) на ФКП "Щ" (номер извещения 0348100094618000043) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) проектная документация в полном объеме;

2. В документации об Аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние, противоречивые требования к биореакторам.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.07.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 108 482 017 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -15.10.2018;

5) на участие в Аукционе подана одна заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в единой информационной системе в ЕИС проектная документация в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку, монтаж и пусконаладочные работы системы биоректоров.

Кроме того, в соответствии со сводным сметным расчетом, размещенном в составе документации в ЕИС затраты на строительные работы отсутствуют.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки предусмотрена исключительно поставка системы биоректоров, а также работы по монтажу поставляемого оборудования. При этом строительные работы в рамках исполнения государственного контракта отсутствуют.

Пунктом 2.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "По настоящему Контракту Подрядчик обязуется по заданию Государственного заказчика выполнить комплекс работ по объекту: "Комплексная реконструкция объектов биокомбината (II этап)" на ФКП "Щ" (далее - выполнение комплекса работ), в соответствии с проектом "Комплексная реконструкция объектов биокомбината" (шифр проекта 182ст/09)".

При этом, представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что комплексная реконструкция объектов биокомбината подразделяется на несколько этапов исполнения. При этом в рамках объекта Аукциона предусмотрен один из этапов комплексной реконструкции объектов биокомбината, согласно которому поставляемое в рамках исполнения контракта оборудование и его монтаж необходимо осуществить в соответствии с проектной документацией, размещенной в ЕИС в полном объеме.

Из жалобы Заявителя также следует, что некоторые файлы проектной документации размещены в ЕИС в формате не позволяющим ознакомиться с его содержанием, а именно: "отметка 1-8".

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили документы и сведения, а также пояснили, что файлы "отметка 1-8" размещены в ЕИС надлежащим образом в формате PDF и не содержат ограничений для ознакомления участниками закупки с их содержанием.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В документации об Аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку, монтаж и пусконаладочные работы системы биоректоров, а также, согласно сводному сметному расчету затраты на строительные работы отсутствуют.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки предусмотрена исключительно поставка системы биоректоров, а также работы по монтажу поставляемого оборудования. При этом строительные работы для которых требуется наличие опыта согласно Постановления N 99 в рамках исполнения государственного контракта отсутствуют, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение строительных работ, в соответствии с которыми необходимо установить в документации об Аукционе дополнительные требования, предусмотренные Постановлением N 99.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние, противоречивые требования к биореакторам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние, избыточные, противоречивые друг другу показатели к поставляемым биореакторам, например, такие как: "Требование к режиму культивирования всех биореакторов определено как автоматический или ручной, тогда как этот режим должен быть только автоматический в соответствии с проектом; в ТЗ неправильно сформулировано требование к скорости вращения мешалки, которое определено постоянным и равным 58+/-2 об/мин, тогда как скорость вращения мешалки в соответствии с проектной документацией должна быть переменной в диапазоне от 1 до 100 об/мин; в грубой ошибкой определено в ТЗ требование к качеству обработки внутренних поверхностей биореакторов, которое формулирует величину шероховатостей менее 0,8 мкм. Тогда, как для культур клеток млекопитающих, к которым относится культура ВНК-21, величина шероховатостей не должна превышать 0,63 мкм, и, предпочтительно, быть не более 0,25 мкм".

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанные показатели биореакторов являются потребностью Заказчика, а также неотъемлемой частью объекта закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также не влекут ограничения количества участников закупки.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные показатели биореакторов являются излишними, избыточными, противоречащими друг другу, а также относятся к результатам испытаний товара, вследствие чего участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "А" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.