Решение ФАС РФ от 19.10.2018 по делу N 18/44/105/1392

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 19.10.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2018 г. по делу N 18/44/105/1392

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "У" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Реконструкция двухуровневой транспортной развязки на Киевском шоссе, строительство эстакады для обеспечения транспортного обслуживания станции метро "Саларьево" и ТПУ "Саларьево", переустройство инженерных сетей и коммуникаций, с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, в т.ч. строительство дороги, соединяющей ул. Авиаторов с ул. Родниковая (2.1 этап)". 2.1.1 этап: Дороги, искусственные сооружения, прокладка и переустройство инженерных коммуникаций (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173200001418001132) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта с использованием НДС 18%, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта в отношении затрат на услуги ГУП "М" по водоотведению с территории на период строительства и затрат на выполнение работ по освоению участка;

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлено требование в отношении обеспечения исполнения контракта не в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.10.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 19.10.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 14.10.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 423 094 622 рубля;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.10.2018;

5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

6) дата проведения предквалификационного отбора - 22.10.2018.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Приложением N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Так, в соответствии с приложением 2 к Постановлению Правительства N 99, к работам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относятся "работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, предметом контракта является "выполнение работ по реконструкции двухуровневой транспортной развязки на Киевском шоссе, работ по строительству эстакады, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, в том числе, строительство дороги, соединяющей ул. Авиаторов с ул. Родниковая (2.1 этап). 2.1.1 этап: Дороги, искусственные сооружения, прокладка и переустройство инженерных коммуникаций", при этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 423 094 622 рубля.

Как следует из письменных возражений на жалобу, способ определения подрядчика установлен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку проектной документацией предусмотрено, в том числе, выполнение работ по строительству искусственных сооружений и путепроводов тоннельного типа, общая стоимость выполнения которых составляет около 1 007 877,46 рублей (55% от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, принявших решение о проведении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта с использованием НДС 18%, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта в отношении затрат на услуги ГУП "М" по водоотведению с территории на период строительства и затрат на выполнение работ по освоению участка.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта Комиссией не рассматривается.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлено требование в отношении обеспечения исполнения контракта не в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Положениями статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию банковской гарантии, представляемой участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

Пунктом 13.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "обеспечение исполнения Контракта распространяется на случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения Генеральным подрядчиком обязательств по Контракту, неуплаты Генеральным подрядчиком неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом, а также убытков, понесенных Государственным заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Генеральным подрядчиком своих обязательств по Контракту".

При этом, пунктами 30 - 33 информационной карты Конкурсной документации установлено условие о предоставлении участниками закупки обеспечения заявок на участие в Конкурсе и обеспечения исполнения государственного контракта, а также размер и порядок внесения обеспечения.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное положение проекта государственного контракта противоречит положениям статьи 45 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта государственного контракта не противоречит положениям статьи 45 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" необоснованной.

2. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не рассматривать доводы Заявителя, указанные в пунктах 2, 4 мотивировочной части настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.