Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2020 по делу N А21-16210/2019

"Об отказе в удовлетворении заявления: отказав в иске об оспаривании постановления налогового органа, суд исходил из того, что факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела"
Редакция от 04.03.2020 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2020 г. по делу N А21-16210/2019

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения изготовлена 18.02.2020.

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2020.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Брызгаловой А.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению ООО "Дональд Трейд Плюс" (ИНН 3906322718, ОГРН 1143926013659, место нахождения: 236023 г. Калининград, ул. Леонова д. 74 лит II из лит А) об оспаривании постановления Межрайонной ИФНС N 9 по г. Калининграду N 2/15.27Ю о назначении административного наказания от 05.12.2019,

без вызова сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дональд Трейд Плюс" (далее - ООО "Дональд Трейд Плюс", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - МИ ФНС N 9 по г. Калининграду, Инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) N N2/15.27Ю от 05.12.2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.

Определением суда от 18.12.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства стороны были извещены надлежащим образом путем направления копий определения от 18.12.2019, содержащего код доступа по делу.

Надлежащее извещение лиц, участвующих в деле подтверждается заказным письмом с уведомлением о вручении, направленное в адрес заявителя, его представителя и Управления, с отметкой получателей о получении копии определения.

Кроме того, определение о принятии заявления к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства было опубликовано в Картотеке Арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru) 19.12.2019, что подтверждается материалами дела, а также скан-копиями материалов дела в картотеке арбитражных дел в сети "Интернет".

18.02.2020 на основании представленных доказательств в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства, суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщения ее к делу.

Резолютивная часть решения по делу N А21-16210/2019, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, опубликована на официальном сайте арбитражного суда в картотеке арбитражных дел в сети "Интернет" 19.02.2020.

20.02.2020 копии резолютивной части решения направлены сторонам по делу.

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

В связи с поступлением в суд 26.02.2020 заявления ООО "Дональд Трейд Плюс" о составлении мотивированного решения, суд счел необходимым составить мотивированное решение по делу N А21-16210/2019, резолютивная часть которого была изготовлена 18 февраля 2020 года.

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражным судом было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Дональд Трейд Плюс" по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Инспекции проведены контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в отношении ООО "Дональд Трейд Плюс" осуществляющего предпринимательскую деятельность по распространению лотерейных билетов в г. Калининграде.

В ходе проведенных контрольных мероприятий и анализа сведений и документов, в том числе предоставленных Обществом на требование Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду от 25.11.2019 установлено следующее.

ООО "Дональд Трейд Плюс" осуществляет распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. В связи с чем, в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального Закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" Общество является распространителем лотерей и участвует в осуществлении мероприятий по проведению лотерей.

Распространение лотерей Общество осуществляет по адресу: 236048 г. Калининград. Ул. Аксакова, 125 с применением контрольно-кассовой техники: Казначей ФА N 00107605896796.

Указанную деятельность ООО "ДОНАЛЬД ТРЕЙД ПЛЮС" осуществляет на основании договора N ТВА-0719-00-7221 от 01.07.2019 в соответствии с делегированным ему правом оказания услуг на распространение лотерейных билетов, заключенным с АО "Технологическая Компания "Центр" и N ВАО-0719-00-7221 от 01.07.2019 в соответствии с делегированным ему правом оказания услуг по распространению лотерей. При оказании данных услуг общество действует от своего имени и является распространителем лотерей (далее также "Распространитель") - лицо, осуществляющее распространение лотерей среди Участников Лотереи, прием лотерейных ставок, оформление договоров на участие в Лотерее, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с заказчиком договора.

В соответствии с п. 3.1.24 при оказании услуг по Договору N ВАО-0719-00-7221 Распространитель обязуется выполнять требования, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".

Согласно письму Росфинмониторинга от 11.10.2019 ООО "Дональд Трейд Плюс" включено в "Перечень распространителей, осуществляющих деятельность по проведению лотерей в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003г. N 138-ФЗ "О лотереях" от 01.08.2019, и по состоянию на 01.10.2019 не использовало Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

Обществом не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, не разработаны правила внутреннего контроля, не активирован и не использовался Личный кабинет на портале Росфинмониторинга для просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения, о их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму и доведения его до сведения своих подчиненных лиц.

По данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 2/15.27 Ю от 02 декабря 2019 года по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

05 декабря 2019 года вынесено постановление о назначении административного наказания N 2/15.27 Ю, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, полагая, что в действиях заявителя отсутствует состав выявленного административного правонарушения, поскольку положения подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ обязывающие проводить идентификацию клиента распространяются на него только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей, но таких сделок проверяющим органом не выявлено.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), на которые в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, к ним относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организации организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) проведение лотереи - это оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона 138-ФЗ распространитель - это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Учитывая изложенное, деятельность распространителей направлена на проведение лотереи.

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения агентского договора, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, организации, осуществляющие деятельность по распространению лотерейных билетов, а равно заключившие договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи, являются субъектами Федерального закона N 115-ФЗ и обязаны соблюдать все требования указанного Федерального закона, в том числе обязанность разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию указанных правил, которое должно соответствовать установленным квалификационным требованиям, а также принимать иные внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ личный кабинет это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Личный кабинет используется организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей.

В целях исполнения требований законодательства Распространителю лотереи необходимо зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsmf.ru.

Обязанность по предоставлению организациями сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки), закреплена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ. Согласно указанных норм закона организации обязаны не реже чем один раз в три месяца осуществлять проверки и информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.

Информация, указанная в пункте 3 Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.

В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N ПО, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее Правила) доведение информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

Пунктом 20 Правил установлено, что информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 Правил, размещается на официальном сайте (www.fedsfm.ru).

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 21 Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу доводит перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте (www.fedsfm.ru).

Исходя из вышеизложенного следует, что организации в целях выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля обязаны пользоваться перечнем, размещенным в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу), актуальным на дату совершения операций с денежными средствами.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

Субъективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Из материалов дела следует, что Обществом не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, не разработаны правила внутреннего контроля, не активирован и не использовался Личный кабинет на портале Росфинмониторинга для просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения, о их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму и доведения его до сведения своих подчиненных лиц.

Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

С учетом вышеизложенного оспоренное постановление принято административным органом законно и обоснованно, оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда не имеется.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ административным органом соблюден.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния.

Кроме того, в данном случае назначение заявителю наказания в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного заявление ООО "Дональд Трейд Плюс" подлежит отклонению.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Одним из принципов арбитражного процесса является состязательность, которая выражается в том, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Дональд Трейд Плюс" (ИНН 3906322718, ОГРН 1143926013659, место нахождения: 236023 г. Калининград, ул. Леонова д. 74 лит II из лит А) об оспаривании постановления Межрайонной ИФНС N 9 по г. Калининграду N 2/15.27Ю о назначении административного наказания от 05.12.2019 отказать.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья
А.В. БРЫЗГАЛОВА