Постановление Госстандарта РФ от 28.02.2000 N 12

"Об утверждении Правил проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий"
Редакция от 28.02.2000 — Действует

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2000 г. N 2328


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2000 г. N 12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ ОПАСНЫХ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Правила проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий разработаны во исполнение Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

Правила предусматривают порядок проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации", Госстандарт России постановляет:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 13.08.97 N 1013, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982

1. Утвердить Правила проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий.

2. Зарегистрировать в государственном реестре Систему сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий Системы сертификации ГОСТ Р.

3. Возложить на Управление машиностроения Госстандарта России функции Центрального органа по сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий.

4. Выдать Центральному органу по сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий свидетельство N РОСС RU.0001.

5. Направить Правила проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Председатель
Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН

Утверждено
Постановлением Госстандарта РФ
от 28.02.2000 N 12

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ ОПАСНЫХ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Настоящий документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

По тем же правилам и процедурам может проводиться также добровольная сертификация.

Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 (с изменениями и дополнениями. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г. N 26, ст.966. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4; 1998, N 10, ст.1143; N 31, ст.3832); Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями и дополнениями. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140; 1999, N 51, ст.6287); постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации", от 13 августа 1997 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 33, ст.3899); "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденными постановлением Госстандарта России 16 февраля 1994 г. N 3 (зарегистрировано Минюстом России 21 марта 1994 г., регистрационный N 521); "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденным постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 (зарегистрировано Минюстом России 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826) с Изменением N 1, утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июня 1996 г., N 15 (зарегистрировано Минюстом России 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139); "Положением о Системе сертификации ГОСТ Р", утвержденным постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11 (зарегистрировано Минюстом России 29 апреля 1998 г., регистрационный N 1520); Правилами по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе", утвержденными постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 12 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 26 мая 1998 г., N 3475-ВЭ); Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", введенной в действие постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5, регистрационный N РОСС RU.0001.010132 от 4 марта 1998 г. (в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 18 марта 1998. N 1783-ПК).

Настоящие Правила являются основополагающим документом Системы сертификации отдельных товаров для защиты граждан от внешних опасных воздействий (далее Система сертификации), которая действует в рамках Системы сертификации ГОСТ Р в качестве системы сертификации однородной продукции в соответствии с п.1.3 "Правил по сертификации в Российской Федерации".

В настоящих Правилах используются понятия, приведенные в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации".

I. Общие положения

1.1 Система сертификации создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции и обеспечения объективности и достоверности результатов сертификации.

1.2 Сертификация в Системе сертификации направлена на достижение целей, определенных статьей 1 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

1.3 Система является открытой для вступления в нее организаций других государств и участия предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей и иных лиц, заинтересованных в деятельности Системы сертификации.

1.4 Объектами сертификации являются товары с кодами классов 49 и 73 по ОК 005-93* (далее продукция).

1.5 Обязательная сертификация продукции проводится на соответствие национальным стандартам и межгосударственным стандартам, принятым в Российской Федерации, для продукции, входящей в "Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация".

1.6 Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе изготовителей (продавцов) продукции в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, строительных норм и правил, технических условий и других документов, определяемых изготовителем (продавцом) продукции.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

1.7 Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе сертификации ТСЗ составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

1.8 В Системе сертификации ТСЗ предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции по единым правилам.

II. Структура и участники Системы сертификации

2.1 Организационную структуру Системы сертификации образуют:

- центральный орган Системы сертификации (ЦОС) - Управление машиностроения Госстандарта России;

- органы по сертификации;

- испытательные лаборатории (центры);

- изготовители (продавцы) продукции (далее - заявители);

2.2 ЦОС имеет в своем составе:

- научно-методический Совет (НМС);

- комиссию по апелляциям.

Совет является совещательным органом ЦОС и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете.

Комиссия по апелляциям рассматривает спорные вопросы в области процедур сертификации продукции.

Состав комиссии, процедуры ее работы и принятия решений устанавливаются в Положении о Комиссии.

III. Функции участников системы

3.1 Центральный орган Системы сертификации:

- организует работы по формированию Системы сертификации и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в Систему сертификации, устанавливает правила и процедуры в Системе сертификации;

- разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в Системе сертификации;

- участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в Системе сертификации;

- рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в Системе сертификации;

- ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в Систему сертификации, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы сертификации;

- выявляет потребность в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах) и экспертах, принимает участие в их аккредитации и аттестации с привлечением органов по сертификации Системы сертификации;

3.2 Орган по сертификации продукции:

- сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов;

- формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

- представляет заявителю необходимую информацию в пределах своей компетенции;

- взаимодействует с ЦОС и предоставляет ему необходимую для деятельности Системы сертификации информацию;

- своевременно представляет отчеты о своей деятельности в ЦОС;

- принимает участие в аккредитации испытательных лабораторий (центров);

- участвует в работе научно-методического Совета Системы сертификации;

- участвует в разработке организационно-методических документов в рамках Системы сертификации;

- вносит в ЦОС предложения по перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации и нормативным документам, которым она должна соответствовать;

- взаимодействует с органами (учреждениями, организациями) других стран в соответствии с областью аккредитации;

- взаимодействует с территориальными органами Госстандарта России по вопросам инспекционного контроля за сертифицированной продукции.

3.3 Испытательные лаборатории (центры):

- осуществляют испытания продукции в пределах области аккредитации в соответствии с программой испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации;

- оформляют, осуществляют учет и хранение протоколов испытаний и других сертификационных документов, рассматривают полученную от изготовителя документацию, проводят экспертизу и идентификацию объектов испытаний на соответствие этой документации;

- обеспечивают надлежащее состояние испытательного оборудования, его аттестацию, соответствие режимов и объема испытаний, объективность протоколов испытаний, сроки выполнения договорных обязательств, сохранение конфиденциальной информации;

- согласовывают, составляют программы сертификационных испытаний продукции;

- участвуют в инспекционном контроле;

- вносят предложения о приостановке действия сертификата и т.п.

3.4 Заявители:

- направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами Системы сертификации представляют продукцию, нормативно-техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

- обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

- маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами Системы сертификации;

- указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;

- обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

- приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отменены решением Органа по сертификации;

- извещают Орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;

- участвуют в анализе состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации), отборе и идентификации образцов для сертификационных испытаний, проведении инспекционного контроля.

3.5 Аккредитация органов по сертификации продукции и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России 30 декабря 1999 г. N 72 (зарегистрировано в Минюсте России 7 февраля 2000 г., регистрационный N 2094).

IV. Порядок проведения сертификации

4.1 В Системе сертификации подлежит сертификации отечественная и импортная продукция , указанная в п.1.4. настоящих правил.

4.2 Сертификацию продукции проводят органы по сертификации, аккредитованные в этой области.

4.3 Продукция может быть сертифицированы по одной из схем, изложенных в Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 г. (с изменениями и дополнениями).

4.4 Подготовка к сертификации продукции осуществляется заявителем и включает:

- анализ конструкции изделия с целью определения возможности представления его на сертификацию в соответствии с нормативной документацией;

- проведение мероприятий по подготовке к проверке условий производства, если это предусмотрено схемой сертификации.

Порядок и сроки проверки условий производства согласовываются с Органом по сертификации.

4.5 Сертификация продукции включает:

- представление заявки на сертификацию в Орган по сертификации, рассмотрение представленных заявителем документов и принятие решения о проведении сертификации, в том числе выбор схемы сертификации;

- отбор и идентификация образцов;

- выбор аккредитованной испытательной лаборатории (центра) для проведения сертификационных испытаний;

- проведение сертификационных испытаний;

- анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

- анализ полученных результатов испытаний и проверок и принятие решения о возможности (невозможности) выдачи сертификата соответствия;

- оформление и выдачу сертификата и, при необходимости, разрешения на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

- информацию о результатах сертификации.

4.6 Заявка на сертификацию продукции представляется заявителям в Орган по сертификации.

Форма заявки на проведение сертификации продукции приведена в Правилах по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе", утвержденных постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 12.

К заявке прилагается нормативная, конструкторская и эксплуатационная документация на продукцию.

Перечень представляемой конструкторской, эксплуатационной документации устанавливает Орган по сертификации.

В процессе рассмотрения заявки Орган по сертификации вправе запрашивать дополнительные сведения, включая ранее полученные сертификаты, в том числе на материалы, комплектующие изделия, системы качества и другие, имеющиеся у заявителя документы, характеризующие качество продукции.

По результатам рассмотрения заявки (не позднее недельного срока после ее получения и экспертизы нормативной документации) Орган по сертификации сообщает заявителю решение о проведении сертификации продукции либо отказе в проведении сертификации.

4.7 Для проведения испытаний заявитель представляет в испытательную лабораторию (центр) необходимое количество образцов (фрагментов изделий), подлежащих сертификации, и конструкторскую документацию к ним. Конструкция, состав и технология изготовления образцов (фрагментов) должны быть аналогичными продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются нормативными документами по сертификации данной продукции.

Сертификация отдельной партии продукции может осуществляться на основе испытаний образцов, отобранных из этой партии при наличии сопроводительной документации (сертификат, паспорт, техническое описание).

При сертификации импортируемой продукции конструкторская документация, технические условия, копии сертификатов соответствия той страны, где была проведена сертификация, на языке оригинала и их переводы на русский язык представляются в Орган по сертификации за подписью и печатью заявителя-импортера.

4.8 Испытания образцов проводят испытательные лаборатории (центры), аккредитованные на проведение сертификационных испытаний.

Программы испытаний разрабатываются экспертами органов по сертификации или испытательными лабораториями (центрами) по согласованию с Органом по сертификации.

Программы испытаний, при необходимости, могут согласовываться с заявителями.

Испытательная лаборатория (центр) выдает Органу по сертификации и заявителю протоколы испытаний.

Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение срока действия сертификата.

4.9 В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства продукции (схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а).

Анализ состояния производства осуществляется Органами по сертификации с целью оценки стабильности производства для обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям.

При анализе состояния производства проверяют:

- наличие входного контроля;

- наличие сопроводительных документов на материалы и комплектующие изделия, удостоверяющих их качество;

- соответствие материалов и комплектующих изделий требованиям действующих нормативных документов;

- условия хранения материалов и комплектующих изделий;

- наличие и комплектность конструкторской документации;

- наличие и комплектность технологической документации;

- наличие протоколов испытаний в соответствии с требованиями нормативной документации;

- соответствие изделия требованиям нормативной документации;

- обеспечение стабильности производства и качества изготовления изделия;

- отсутствие нарушений технологического процесса.

По результатам анализа состояния производства составляют заключение, которое учитывается при выдаче сертификата.

4.10 На основании положительных результатов сертификационных испытаний и экспертизы нормативных документов, а также положительных результатов анализа состояния производства сертифицируемой продукции Орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции установленным требованиям Орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин.

На основании решения о выдаче сертификата соответствия Орган по сертификации продукции оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в установленном порядке.

В сертификате соответствия указываются все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.

Форма сертификата соответствия и правила заполнения бланка сертификата приведена в документе "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе".

Срок действия сертификата устанавливает Орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.

Срок действия сертификата на партию продукции или изделий не устанавливается.

Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих сроков действителен и сертификат на партию или изделие.

При внесении изменений в конструкцию, применяемый материал или технологию их производства, которые могут повлиять на стойкость продукции, заявитель должен заранее известить об этом Орган по сертификации, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или анализа состояния производства.

4.11 При положительных результатах сертификации Орган по сертификации продукции выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 г. N 12.

Срок действия лицензии на применение знака соответствия не должен превышать срока действия сертификата соответствия.

Порядок применения знака соответствия устанавливается Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14, (зарегистрировано в Минюсте России 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 г., N 54, зарегистрировано в Минюсте России 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1968).

Маркирование продукции знаком соответствия производится заявителем в соответствии с лицензией на применение знака соответствия.

Способы маркирования продукции приведены в п.3.6 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации и 5.1 - 5.2 Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции.

4.12 Инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией осуществляется в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет Орган по сертификации с привлечением испытательной лаборатории или территориального органа Госстандарта России.

Периодичность инспекционного контроля устанавливается Органом по сертификации в зависимости от схемы сертификации, но не реже одного раза в год.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации от потребителей о претензиях к качеству продукции.

Программу инспекционного контроля разрабатывает и утверждает Орган по сертификации.

При инспекционном контроле проводится:

- анализ поступающей информации о сертифицируемой продукции;

- отбор образцов для идентификации и испытаний;

- идентификация продукции;

- испытания и анализ их результатов;

- анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

- проверка наличия лицензии на применение знака соответствия, проверка правильности нанесения знака соответствия;

- оформление результатов контроля.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом, который хранится в Органе по сертификации, а его копии направляются заявителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

По результатам инспекционного контроля Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (при этом он приостанавливает действие или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний;

изменения конструкции, комплектности продукции;

изменение (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции установленным требованиям.

4.13 При возникновении споров по вопросам сертификации заявитель может подать апелляцию в Центральный орган по сертификации либо обратиться в суд.

* Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3899).