Решение ФАС РФ от 01.10.2018 N 223ФЗ-735/18

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 01.10.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2018 г. N 223ФЗ-735/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "УРАЛЬСКИЕ ЛОКОМОТИВЫ" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - <...>

членов комиссии: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО "У" от 25.09.2018 N 620/328 на действия (бездействие) заказчика АО "Ц" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропоездов для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение N 31806678451), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "У" (далее - Заявитель) от 25.09.2018 N 620/328 (вх. от 25.09.2018 N 156289/18) на действия (бездействие) заказчика АО "Ц" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропоездов для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение N 31806678451) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Ц", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Ц" от 25.10.2016 (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.06.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата окончания подачи заявок: 02.10.2018;

Дата рассмотрения заявок: 03.10.2018;

Дата подведения итогов: 03.10.2018;

Начальная максимальная цена договора: 10 979 246 740,20 рублей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлены избыточные требования к техническим характеристикам продукции, которые в совокупности указывают на продукцию единственного производителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Заказчиком в Документации неправомерно установлены избыточные требования к техническим характеристикам продукции, которые в совокупности указывают на продукцию единственного производителя, а именно "Ширина дверного проема наружных боковых входных дверей".

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемого товара.

В соответствии с пунктом 3.3 Документации требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика установлены в Приложении N 1 к Документации (далее - Техническое задание).

Согласно пункту 18 раздела "Основные технические требования к приобретаемым электропоездам" Технического задания установлено:

Наименование параметра Значение параметра
  Электропоезд Отдельных вагонов
    Г М Н
20. Ширина дверного проема наружных боковых входных дверей, мм, не менее - 1400 1400 1400

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что вышеуказанные технические требования к подвижному составу являются избыточными, не позволяют создать дополнительный комфорт для пассажиров, а также влекут значительные затраты для производителя ООО "У" для целей приведения существующей продукции в соответствие требованиям Технического задания.

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что вышеуказанные технические требования к подвижному составу установлены в соответствии с потребностями Заказчика и связано с высоким пассажиропотоком на территории Москвы и Московской области, а также в целях беспрепятственного осуществления посадки и высадки пассажиров.

Кроме того, представителями Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представлено письмо АО "С" (головное предприятие ООО "У") от 25.09.2018 N СТМ-0332/МСК, полученному на запрос Заказчика от 14.09.2018 N 163000-18, согласно которому АО "С" подтверждает готовность участия в Конкурсе на поставку подвижного состава, удовлетворяющего, в том числе требованию о ширине дверей не менее 1400 мм.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности вышеуказанных требований Технического задания.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о неправомерно установления технических требований Документации, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

Признать жалобу ООО "У" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 25.09.2018 N 620/328 на действия (бездействие) заказчика АО "Ц" (ИНН <...>; ОГРН <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропоездов для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение N 31806678451) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.