Решение ФАС РФ от 02.10.2018 по делу N 18/44/105/1283

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 02.10.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2018 г. по делу N 18/44/105/1283

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Управления судебного Департамента в Новосибирской области (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Управлением судебного Департамента в Новосибирской области (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение обмерных работ и обследования строительных конструкций зданий районных судов для проведения капитального ремонта (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0151100013318000285) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о соответствии заявки с порядковым номером "8" (далее - Победитель) требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 31.08.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 236 887,32 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2018;

5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2018;

6) на участие в Конкурсе подано 10 заявок от участников закупки, из которых 10 заявок участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признано ООО "З" с предложением о цене контракта 397 000 рублей.

1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки Победителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.09.2018 N ПРО1 (далее - Протокол) заявка Победителя соответствует требованиям Закону о контрактной системе и Конкурсной документации.

Согласно жалобе Заявителя, у Победителя отсутствует взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 25 информационной карты Конкурсной документации участником должно быть представлено свидетельство о допуске к выполнению работ по подготовке проектной документации - определенные виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и капитального ремонта, пункт 13: работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624.

Вместе с тем, согласно заявке Победителя, представленной на заседании Комиссии представителем Заказчика, установлено, что Победитель имеет 1 уровень ответственности члена саморегулируемой организации с правом выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров (предельный размер обязательств не превышает 25 млн рублей); при этом, предложенная Победителем цена во время проведения Конкурса - 397 000 рублей.

Согласно пояснениям Заказчика, указанные обстоятельства послужили основанием для принятия Конкурсной комиссией решения о соответствии заявки Победителя требованиям Конкурсной документации.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в Конкурсе, при этом частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации является членство в саморегулируемой организации.

Учитывая изложенное, Заказчиком в пункте 25 информационной карты Конкурсной документации установлены ненадлежащие требования к документам, подтверждающим право участника на выполнение работ по контракту в соответствии с ГрК РФ и Закону о контрактной системе, что не соответствует части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в соответствии с ГрК РФ и Законом о контрактной системе, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в заявках участников представлены документы в соответствии с требованиями ГрК РФ и Законом о контрактной системе, при этом в заявке с порядковым номером "7" отсутствуют вышеуказанные документы.

3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, в том числе, следующее требование к участнику закупки: "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".

Пунктом 13 информационной карты Конкурсной документации установлен перечень требований к участникам закупки, при этом требование, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в вышеуказанном пункте информационной карты документации об Аукционе отсутствует.

Пунктом 12 информационной карты Конкурсной документации установлено требование о предоставлении участником закупки, в том числе, декларации о соответствии участника Конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом, частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в Конкурсе, при этом частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, документов и информации, не допускается.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении декларации участником Аукциона о том, что такой участник ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено декларирование соответствия участника закупки пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 31, часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все заявки признаны Конкурсной комиссией соответствующими.

4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта Конкурсной документации пеню за просрочку Заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5. Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная документация должна, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса датой рассмотрения и оценки заявок является 21.09.2018.

В соответствии с пунктом 19 информационной карты Конкурсной документации датой рассмотрения и оценки заявок является 26.09.2018.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное разночтение является технической ошибкой, при этом верная дата рассмотрения и оценки заявок - 21.09.2018.

Также согласно извещению о проведении Конкурса сроком выполнения работ являются 45 дней с даты заключения государственного контракта.

При этом пунктом 3 информационной карты Конкурсной документации сроком выполнения работ являются 30 дней с даты заключения государственного контракта.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное разночтение является технической ошибкой, при этом срок выполнения работ - 45 дней с даты заключения государственного контракта.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разночтения не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку подано 10 заявок, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях Конкурсной документации, которые признаны Конкурсной комиссией соответствующими.

6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 20 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

1) Цена контракта - значимость критерия 60%;

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40% (далее - Критерий N 2).

Критерий N 2 заявки на участие в конкурсе содержит:

1) Показатель "Количество контрактов" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "заявке, в которой содержится большее количество контрактов из числа всех поступивших заявок, присваивается 40 баллов, остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению контрактов в заявке по формуле";

2) Показатель "Наибольшая (максимальная) стоимость одного контракта" (далее - Показатель N 2), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "в каждой заявке выбирается один контракт с наибольшей (максимальной) ценой и сравниваются только данные контракты. Заявке, в которой содержится контракт с наибольшей (максимальной) стоимостью среди поступивших заявок, присваивается 20 баллов, остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению стоимости контракта с наибольшей (максимальной) ценой по формуле";

3) Показатель "Совокупная стоимость контактов" (далее - Показатель N 3), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "суммируется стоимость всех контрактов, представленных в каждой заявке и оценивается совокупная стоимость всех контрактов по каждой заявке. Заявке, в которой содержится наибольшая (максимальная) совокупная стоимость контрактов среди поступивших заявок, присваивается 40 баллов, остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению совокупной стоимости контрактов по формуле".

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, поскольку невозможно определить сопоставимый характер контрактов и, как следствие, выявить лучшие условия исполнения контракта, а также, что порядок оценки может применяться Конкурсной комиссией в отношении предложенных участниками контрактов не в равной степени.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в поданных заявках Конкурсная комиссия приняла к оценке все сведения, представленные в заявках.

7. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 21.09.2018 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участник закупки с порядковым номером "7" признан соответствующим требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что заявка участника с порядковым номером "7" не содержит в себе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям ГрК РФ и Закону о контрактной системе, подтверждающих право участника на выполнение работ предусмотренных Конкурсной документацией.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии по принятию решения о соответствии заявки участника с порядковым номером "7" требованиям Конкурсной документации противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку согласно Протоколу 1 и 2 места заняли участники, предложившие наименьшую цену.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 31, части 5 статьи 34, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.