Решение ФАС РФ от 27.09.2018 по делу N 18/44/105/1253

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 27.09.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1253

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федеральной службы государственной статистики (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации и содержанию административного здания ЦА Росстата (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100011918000102) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии на производство работ (оказания услуг) по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.09.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 35 500 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.10.2018.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии на производство работ (оказания услуг) по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) оказание услуг, связанных с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и являющихся предметом контракта по Аукциону, подлежит лицензированию.

В пункте 9.3 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "По подпункту 1 пункта 15.1 статьи 15 настоящей документации участник аукциона предоставляет: копию лицензии на производство работ (оказания услуг) по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225)".

В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию здания.

При этом, согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках объекта закупки предусмотрено оказание следующих видов услуг: "Обслуживание системы электроснабжения, Обслуживание системы СКУД, Обслуживание холодильного оборудования системы центрального кондиционирования, Обслуживание инженерных коммуникаций (канализационная, водопроводная и отопительная система), Обслуживание ИТП, Обслуживание вентиляционных систем, Обслуживание систем противодымной защиты, Обслуживание систем подпора воздуха в лифтовых шахтах, Обслуживание автономных систем пожаротушения водой, Обслуживание кондиционеров, Обслуживание системы видеонаблюдения, Обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, Обслуживание системы оповещения, Обслуживание системы охранной сигнализации, Обслуживание автоматических ворот, Эксплуатационное обслуживание лифтов, Обслуживание системы телефонной связи, Обслуживание источника бесперебойного питания фирмы "B", Ведение технической документации".

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что аналогичный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

На заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе содержит указания на действия с символами и знаками "..." (многоточие), "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "не хуже", частицы "не" с иными наречиями русского языка, ">=", "<=" (меньше или равно, больше или равно), "более", "менее", "выше", "ниже", "хуже", "лучше", (знаков) ">", "<", "{...}", ";" и другими знаками и символами.

Вместе с тем, инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит указание на действия со словами "от" и "до", что препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Аукционе.

При этом, техническое задание документации об Аукционе содержит требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта, с указанием слов "от" и "до".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта: "Очищающие салфетки с антибактериальным эффектом - Ширина салфетки необходима до 250 от 190 мм цвет должен быть белый. Вес упаковки должен быть легче 520 г., Порошок стиральный - Вид упаковки необходима полиэтиленовый пакет; картонная коробка. Объем упаковки должен быть до 21 от 0,3 кг. Размер упаковки (ДхШхВ) должен быть от 235х142х642 до 255х164х668 мм," и другие.

Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлено следующее: "Смазка - предел прочности при 50 °С должен быть не менее 120 Па. температура каплепадения должна быть выше 160 °С, Воск пчелиный натуральный - Максимальная температура плавления (каплепадения) должна быть больше 45 °С, Плиточный клей - Смещение под действием силы тяжести облицовочных плиток, уложенных на вертикальную или наклонную поверхность должно быть <= 0,7 мм. Прочность клеевого соединения через {28 суток}* должно быть >0,2<1,1 МПа. Влажность клеевых смесей должна быть <0,34% массы, Краска тип 3 - Вязкость должна быть от 10000 МПа-с. сухой остаток должен быть от 58 до 67%".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом технического задания документации об Аукцион установлено, в том числе, следующее требование к товару "Элемент питания тип 1": "Размер должен быть более 58х20х65 менее 65х2х 71 мм".

При этом, в ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, согласно которым "по позиции 63. "Элемент питания тип 1" в характеристике "Размер", допущена техническая ошибка, а именно перед цифрой 71 установлен лишний пробел. Участник вправе указать любое значение больше 20, подходящее под остальные критерии. Например: "Размер 62х22х67 мм".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к описанию товара, используемого при оказании услуг, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.09.2018 N 18/44/105/1253 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.