ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2021 г. по делу N 17/06/105-681/2021
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии "Ф" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении "Ф" (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания под лабораторный корпус федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации; <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100049221000001 (далее - Конкурс)), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1) Конкурсной комиссией неправомерно не применен порядок оценки заявок участников закупки, установленный Конкурсной документацией, в отношении заявки с идентификационном номером "109903864" ООО "А1" (далее - Победитель), поданной на участие в Конкурсе, по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", (далее - Показатель N 2), "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 3) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, успешного опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом составлен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.07.2021 N ПРОII2 (далее - Протокол).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 14.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.07.2021.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 576 763 рубля;
3) источник финансирования - субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.07.2021;
6) на участие в закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "А1" с предложением о цене контракта в размере 1 397 047 924,85 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно не применен порядок оценки, установленный Конкурсной документацией, в отношении заявки Победителя по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен Критерий, в рамках оценки которого предусмотрены Показатели N N 1, 2, 3.
По Показателям N N 1, 2, 3 Критерия оценке подлежит общая стоимость, общее количество, наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенных и исполненных в полном объеме за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 07.07.2021 N ППИ2 заявке Победителя на участие в Конкурсе по Критерию присвоено 38 баллов из 40 возможных.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе предоставлено 12 контрактов (договоров) для оценки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, из которых Конкурсной комиссией принято к оценке 5 контрактов (договоров), предметом которых является строительство объектов капитального строительства, а именно:
- государственный контракт N Ф.2019.424 от 17.09.2019 на завершение строительно-монтажных работ по объекту: Строительство нового здания ГАПОУ МО "М" по адресу: <...>, заключенный 17.09.2019 между Министерством строительного комплекса Московской области и Победителем на сумму 443 467 086,83 рублей;
- муниципальный контракт N 0148200005419000161 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дома культуры "Молодежный", заключенный 03.07.2019 между Администрацией закрытого административно-территориального образования городской округ Молодежный и Победителем на сумму 173 624 662,40 рубля;
- государственный контракт N 0148200005420000257 на завершение строительно-монтажных работ по объекту: Строительство нового здания ГАПОУ МО "М" по адресу: <...>, заключенный 11.08.2020 между Министерством строительного комплекса Московской области и Победителем на сумму 84 470 185,55 рублей;
- договор генерального подряда N 33/2019-ГП-ЛСР на строительство многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой, со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Москва, СВАО, Лосиноостровский район, ул. Тайнинская, вл. 9 (Корпус 3), заключенный 01.01.2019 между ООО "С" и Победителем на сумму 559 779 360,28 рублей (далее - Договор N 1);
- договор генерального подряда N 34/2019-ГП-ЛСР на строительство многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой, со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Москва, СВАО, Лосиноостровский район, ул. Тайнинская, вл. 9 (Корпуса 4, 5), заключенный 01.01.2019 между ООО "С" и Победителем на сумму 1 804 353 138,32 рублей (далее - Договор N 2).
На заседании Комиссии установлено, что согласно порядку оценки Конкурсной документации в рамках Показателей NN 1, 2, 3 Критерия оценке подлежат контракты (договоры), заключенные исключительно в рамках Закона о контрактной системе, а также Закона о закупках.
Вместе с тем Комиссия, изучив принятые Конкурсной комиссией к оценке по Показателям NN 1, 2, N Критерия, контракты (договоры) Победителя установила, что Договоры N 1, 2 являются договорами, заключенными в рамках гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей к оценке по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия Договоры N 1, 2 не соответствуют требованиям Конкурсной документации, а также Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, неправомерно не применившей порядок оценки, установленный Конкурсной документацией в отношении заявки Победителя, по Показателям N N 1, 2, 3 Критерия нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом составлен Протокол.
Согласно пункту 5 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, поданных на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен содержать, в том числе информацию о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, а также о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол не содержит информацию о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям, установленным Конкурсной документацией, а также о решении каждого присутствующего члена Конкурсной комиссии в отношении каждого участника Конкурса о присвоении ему баллов по таким критериям.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом составившей Протокол нарушают пункт 5 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 6, пункта 5 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.07.2021 по делу N 17/06/105-681/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.