Решение ФАС РФ от 02.08.2021 по делу N 17/06/105-811/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 6 ст. 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 02.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2021 г. по делу N 17/06/105-811/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО НПО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией ФКУ "Ф" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1375+000 - км 1401+000, Республика Башкортостан (I этап II пусковой комплекс ПК 0+00 - ПК 142+50 и I этап III пусковой комплекс ПК 142+50 - ПК 164+00) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0301100012721000043) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Конкурсной комиссии в соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

До принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы в ФАС России 30.07.2021 поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.

В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика 29.07.2021 Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.08.2021.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.07.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 792 048 126 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 1080409242R620100414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.07.2021;

6) на участие в закупке подано две заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;

7) победителем Конкурса признано ОАО "Х" с предложением о цене контракта в размере 6 780 000 000 рублей.

1. Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

При этом пунктом 27.2 Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных показателей, используемых для оценки заявок участников закупки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Согласно Конкурсной документации для оценки заявок участников закупки установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), в рамках которого установлен показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель).

По Показателю Критерия установлен следующий порядок оценки: "участник закупки подтверждает сведения по показателю представленными в составе заявки заверенными копиями заключенных не позднее чем за 5 лет до срока окончания подачи заявок и полностью исполненных контрактов (договоров) с приложениями, заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", по строительству, реконструкции линейного объекта, заключенных с данным участником закупки и заверенными копиями оформленных актов выполненных работ, и иными актами предусмотренными контрактами (договорами).

В случае отсутствия в составе заявки участника вышеуказанных информации и документов, а также представления несоответствующих информации и документов, представленная информация при определении показателя не учитывается. Стоимость, контракта (договора) и стоимость в копиях оформленных актов выполненных работ, должны быть идентичными. Представляя вышеуказанные контракты (договора) с актами выполненных работ (и иными актами, предусмотренными контрактом (договором)) и реестровым номером контракта участник закупки подтверждает выполнение аналогичных техническому заданию по настоящему конкурсу работ".

Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики показателей, предусмотренных пунктом 27.2 Правил, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации в части установления требования к дате заключения контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке, не соответствует требованиям пункта 27.2 Правил, а также Закона о контрактной системе.

Кроме того, исходя из порядка оценки по Показателю Критерия не предоставляется возможным определить, какие именно акты, предусмотренные контрактами (договорами), будут оцениваться Конкурсной комиссией, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия о предоставлении заверенных копий контрактов (договоров) является излишним, поскольку участник закупки при подаче заявки на участие в Конкурсе подписывает такую заявку электронной цифровой подписью.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, не соответствующий пункту 27.2 Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

С учетом изложенного, в случае, если проектная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе необходимо установить условие о возможности использования эквивалентного товара.

Согласно пункту 248 ведомости конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ Конкурсной документации в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить укладку георешетки с указанием марки СД-40 "Технополимер" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит условие о возможности использования эквивалентного товара при выполнении работ, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 5.1.1 технического задания при производстве работ, исполнитель обязан обеспечить мероприятия по охране окружающей среды, при этом руководствоваться положениями СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ".

Вместе с тем СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".

Таким образом, Заказчиком установлено описание объекта закупки в соответствии с положениями СанПиН, утратившего силу, а также не установлено условие о возможности использования эквивалентного товара при выполнении работ, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Согласно пункту 13 извещения о проведении Конкурса установлено следующее требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки - участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.".

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно пунктам 4.4.57, 9.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации у подрядчика должна быть лицензия Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ, связанных с использованием сведений, которые составляют государственную тайну.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации допущена техническая ошибка.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе документация о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию Конкурсной документации на работы по строительству и реконструкции автомобильной дороги предусмотрен гарантийный срок.

Вместе с тем проект государственного контракта, а также Конкурсная документация не содержит размер и условия обеспечения исполнения контракта.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании технического задания Конкурсной документации допущена техническая ошибка.

Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении гарантийных обязательств на выполненные работы в рамках исполнения государственного контракта, нарушают часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Вместе с тем Заказчиком в ЕИС размещено, разъяснение положений конкурсной документации от 28.07.2021 N 3 без указания предмета запроса.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Согласно пункту 1 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в пункте 17 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование к составу второй части заявки на участие в Конкурсе: "наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса", что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия Заказчика ненадлежащим образом установившего требование к составу второй части заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 1 часть 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 3 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 54.3, пункта 1 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 02.08.2021 по делу N 17/06/105-811/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.