Решение ФАС РФ от 18.08.2021 N 223ФЗ-440/21

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 18.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2021 г. N 223ФЗ-440/21

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "К" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России - начальника отдела рассмотрения жалоб N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Казарова Т.Р.,

членов комиссии:

начальника правового отдела N 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Мартынюк Е.В.,

заместителя начальника правового отдела N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Эминовой В.Г.,

главного государственного инспектора отдела правоприменительной практики и методологии N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Розинько К.А.,

главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Бабоян К.М. (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО "РА": <...> (доверенность от 05.02.2021 N ЦДЗС-4/Д),

представители ООО "РБ", ООО "К" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "К" от 09.08.2021 N 60, направленную письмом Московского УФАС России от 12.08.2021 N ЕО/48381/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 396/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Укрепление береговой линии реки Сакмара Южно-Уральской ж.д." Южно-Уральской дирекции инфраструктуры (извещение N 32110425926), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "К" (далее - Заявитель) от 09.08.2021 N 60, направленная письмом Московского УФАС России от 12.08.2021 N ЕО/48381/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 396/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Укрепление береговой линии реки Сакмара Южно-Уральской ж.д." Южно-Уральской дирекции инфраструктуры (извещение N 32110425926) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2021 (протокол N 26) (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее - ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.06.2021;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 508 492 642,80 рубля;

3. Дата окончания срока подачи заявок - 16.07.2021;

4. На участие в Конкурсе подана 1 заявка;

5. Дата рассмотрения заявок участников закупки - 28.07.2021;

6. К участию в Конкурсе не допущено ни одной заявки;

7. Дата подведения итогов Конкурса - 29.07.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.9.2 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам закупки:

"Участник закупки должен иметь опыт выполнения строительно-монтажных работ при осуществлении строительства и/или капитального ремонта и/или реконструкции и/или модернизации, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении N 1.1 к Документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) строительно-монтажных работ (по выбору участника закупки) при осуществлении строительства и/или капитального ремонта и/или реконструкции и/или модернизации.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта выполнения работ участник закупки в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к Документации о наличии требуемого опыта;

- акты о выполнении работ;

- договоры на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник закупки вправе в форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к Документации, указать реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на выполнение работ, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты о выполнении работ).

Документы, перечисленные в пункте 1.9.2 Документации представляются в электронной форме в составе конкурсной заявки".

В соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 Документации, участнику закупки необходимо предоставить сведения в том числе о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по договору.

В силу пункта 3.6.4.1 Документации участник закупки не допускается к участию в Конкурсе в случаях, установленных Документацией, в том числе в случае непредставления определенных Документацией документов и/или предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.07.2021 N 396/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21/1 заявка Заявителя отклонена на основании пункта 3.6.4.1 Документации в связи с предоставлением участником закупки в составе заявки недостоверных сведений об отсутствии претензий.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в составе заявки в подтверждение наличия опыта по предмету закупки указан, в том числе договор от 18.12.2019 N 10-19-01-6961 на выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте: "Двухпутная вставка на участке Тангинский - Островной - Обский (км 668 - км 687)" по титулу "Развитие участка Тобольск - Сургут - Карачаево", заключенный с АО "РВ" (далее - Договор), при этом в форме сведений об опыте оказания услуг представлены сведения об отсутствии претензий со стороны контрагента в связи с ненадлежащем исполнением обязательств по Договору.

Вместе с тем в ходе проверки Заказчиком достоверности сведений, представленных Заявителем в составе заявки, было установлено, что в рамках исполнения Договора АО "РВ" направлена претензия Заявителю от 16.02.2021 N 121 на сумму 7 108 231,46 рублей в связи с ненадлежащим исполнением условий Договора, что также подтверждается прилагаемыми документами.

Таким образом, в связи с представлением Заявителем в составе заявки недостоверных сведений об отсутствии претензий со стороны контрагента, ввиду ненадлежащего исполнения обязательств, Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе Заявителя, не противоречат требованиям Документации, Положения о закупке и Закона о закупках.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

решила:

Признать жалобу ООО "К" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 09.08.2021 N 60, направленную письмом Московского УФАС России от 12.08.2021 N ЕО/48381/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 396/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Укрепление береговой линии реки Сакмара Южно-Уральской ж.д." Южно-Уральской дирекции инфраструктуры (извещение N 32110425926) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Т.Р. КАЗАРОВ

Члены Комиссии ФАС России
Е.В. МАРТЫНЮК
В.Г. ЭМИНОВА
К.А. РОЗИНЬКО
К.М. БАБОЯН