ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2018 г. N 223ФЗ-700/18
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Д" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей:<...>
рассмотрев жалобу ООО "Д" от 17.09.2018 N 122 на действия (бездействие) заказчика МАОУ С, оператора АО "Е" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение N 31806814613), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Д" (далее - Заявитель) от 17.09.2018 N 122 на действия (бездействие) заказчика МАОУ С (далее - Заказчик), оператора АО "Е" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение N 31806814613) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "С" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики МАОУ "СОШ 61" г. Чебоксары, утвержденным Наблюдательным советом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "С" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (протокол от 03.07.2018 N 3) (далее - Положение о закупке).
Согласно документации о проведении Аукциона (далее - Документация), заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.roseltorg.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.spbex.ru, регулируются Регламентом процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки "Коммерческие закупки" АО "Е", утвержденным генеральным директором АО "Е" Е. (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение о проведении Аукциона, Документация (далее - Извещение) размещены в ЕИС - 13.08.2018;
- начальная (максимальная) цена договора - 88 015 820 рублей;
- дата окончания подачи заявок - 04.08.2018;
- дата подведения итогов Аукциона - 07.09.2018;
- на участие в Аукционе подано - 4 заявки;
- к участию в Аукционе допущено - 1 заявка;
- согласно информации, размещенной в ЕИС, договор по результатам проведения Аукциона заключен 18.09.2018.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, что повлекло невозможность подать Заявителю заявку на участие в Аукционе.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках определяет, что Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Извещением, Документацией, Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП https://www.roseltorg.ru.
Согласно части 12 статьи 3.3 Закона о закупках Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Жалобы следует, что 04.09.2018 Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе, в связи с тем, что, по мнению Заявителя, на ЭТП произошел технический сбой, в результате чего сертификат электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) при подписании заявки был признан неактуальным.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора электронной площадки с доводом Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.
Согласно пункту 19.1 Регламента, автоматизированная система (далее - АС) Оператора обеспечивает для организаций, аккредитованных в качестве Заявителей, функционал подачи заявок на участие в процедурах, проводимых в АС Оператора.
В соответствии с пунктом 19.5 Регламента Заявитель вправе подать заявку на участие в процедуре в любой момент, начиная с момента размещения на сайте площадки извещения о проведении процедуры и до предусмотренных извещением и документацией о процедуре даты и времени окончания срока подачи заявок. Заявки направляются Заявителем в АС Оператора в форме электронных документов, подписанных с помощью ЭП.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил графическое изображение (скриншот) из личного кабинета Заявителя, в соответствии которому, у Заявителя на момент подачи заявки на участие в Аукционе имелось две ЭЦП, одна из которых не была обновлена в личном кабинете Заявителя. При этом, подписание заявки на участие в Аукционе должно осуществляться посредством обновленной в личном кабинете ЭЦП. Вместе с тем, согласно представленным данным, подписание Заявителем заявки для участия в Аукционе производилось через ЭЦП, не обновленную в личном кабинете, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, сведений, подтверждающих, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона.
На основании указанного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
Признать жалобу ООО "Д" (ИНН <...>; ОГРН: <...>) от 17.09.2018 N 122 на действия (бездействие) заказчика МАОУ С (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) оператора АО "Е" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение N 31806814613) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.