ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1225
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "О" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ГБУЗ "О" (далее - Аукционная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область" (Калининградская область. Гурьевский район, п. Родники) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0135200000518002235) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлена обязанность подрядчика (поставщика, исполнителя) по итогам проведения Аукциона заключить четырехсторонний государственный контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 266 441 310 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 24.09.2018.
1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 2 части 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно документации об Аукционе, предметом закупки является выполнение работ по строительству областного онкологического центра в Калининградской области.
Подпунктом 4 пункта 21 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе, в том числе, копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, подтверждающая наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов использования атомной энергии.
Предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым участником аукциона внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствующий уровню ответственности участника закупки, указанному в выписке, должен быть не менее цены контракта, предложенной участником закупки на аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что стоимость объекта закупки составляет - 4 266 441 310 рублей. При этом, в соответствии с проектно-сметной документацией стоимость работ по строительству радиологического отделения составляет - 667 215 648 рублей, в связи с чем, участникам закупки необходимо иметь третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации, вместо четвертого.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что требование о предельном размере обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров распространяется на весь объект закупки, а не на отдельные этапы в рамках исполнения государственного контракта, а также в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии четвертого уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Также, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований к участникам Аукциона в документации об Аукционе не противоречит положениям Закону о контрактной системе и ГрК РФ.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлена обязанность подрядчика (поставщика, исполнителя) по итогам проведения Аукциона заключить государственный контракта между ГБУЗ "О", именуемое в дальнейшем "Заказчик";
ГКУ КО "З" именуемое в дальнейшем "Технический заказчик", "М", именуемое в дальнейшем "Координирующий орган" и генеральным подрядчиком.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Статьей 34 Закона о контрактной системе предусмотрены требования и условия к государственному контракту, заключаемого по итогам проведения конкурентных способов закупок между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с положениями документации об Аукционе и проекта государственного контракта документации об Аукционе государственный контракт, по итогам проведения Аукциона заключается между ГБУЗ "О", именуемое в дальнейшем "Заказчик" с одной стороны; ГКУ КО "З" именуемое в дальнейшем "Технический заказчик" со второй стороны, "М", именуемое в дальнейшем "Координирующий орган" с третьей стороны; генеральный подрядчик с четвертой стороны.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что 26.06.2018 между ГБУЗ "О", именуемое в дальнейшем "Заказчик" с одной стороны; ГКУ КО "З" именуемое в дальнейшем "Технический заказчик" со второй стороны, "М", именуемое в дальнейшем "Координирующий орган" с третьей стороны заключен договор поручения N 1 (приложение N 4 к проекту государственного контракта), согласно которому ГБУЗ "О" обязуется совершить от имени Технического заказчика и Координирующего органа действия по заключению государственного контракта на выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область" (Калининградская область. Гурьевский район, п. Родники).
Вместе с тем, положениями статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено заключение государственного, муниципального контракта исключительно между заказчиком и поставщиком (подрядчика, исполнителем).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность подрядчика (поставщика, исполнителя) по итогам проведения Аукциона заключить государственный контракт с вышеуказанными сторонами не соответствует пунктам 7, 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, нарушают статью 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Т" обоснованной в части установления неправомерного требования в отношении заключения государственного контракта между подрядчиком (поставщиком, исполнителем) и ГБУЗ "О", ГКУ КО "З", "М".
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.09.2018 N 18/44/105/1225 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.