Решение ФАС РФ от 07.09.2018 N 18/44/105/1158

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 07.09.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2018 г. N 18/44/105/1158

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Омского областного суда (далее - Аукционная комиссия) при проведении Омским областным судом (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству здания для размещения Омского областного суда и Управления Судебного департамента в Омской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0152100000518000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.

Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.07.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 716 674 605,01 рублей;

4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.08.2018 N 0152100000518000026-0 заявка участника закупки с порядковым номером "103691931" (Заявитель) признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), а именно, исполнение по представленным в составе заявки контрактам не завершено в полном объеме, также отсутствуют копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно частям 2, 3 статьи 31 Закона о контрактные системы правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.

Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Пунктом 4 раздела 6 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "В соответствии с требованиями п. 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. Предоставить документы, подтверждающие наличие исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение строительных работ (строительство и (или) реконструкция и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), установленной в пункте 4 раздела 4 информационной карты настоящей документации. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".

Заказчик в письменных возражениях сообщил, что в составе второй части заявки Заявителя представлены, в том числе, договор строительного подряда N 009-0738619 от 18.05.2016, заключенный между ООО "Е" и ООО "М", копии справок о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, копии актов о приемке выполненных работ КС-2, копия акта приемки законченного строительством объекта КС-11.

Согласно копии акта приемки законченного строительством объекта КС-11 от 06.07.2018, строительство по объекту "Горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн.т/год 95% KCL Гремячинского месторождения Котельниковского района Волгоградской области. Техническое водоснабжение. Участок водозабора 2 Гремячинского ГОКа для технического водоснабжения" проводилось в соответствии с разрешением на строительство, выданным Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу N 34-18 624 444 4-135-2016 от 03.06.2016, N 34-18 624 444 4-124-2015 от 03.09.2015, N 34-18 624 444 4-171-2017 от 09.06.2017. Вместе с тем, в составе второй части заявки Заявителя документы, подтверждающие ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не представлены.

Также согласно письменными возражениями Заказчика, Заявителем в составе второй части заявки представлены копия договора N 17 от 24.08.2017, заключенного между ПАО "О" и ООО "М", копии справок о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, копии актов о приемке выполненных работ КС-2.

В соответствии с пунктом 7 приложения N 1 к Договору N 17 исходным данным, предоставляемым ПАО "О", являлось разрешение на строительство. Вместе с тем, в составе второй части заявки Заявителя документы, подтверждающие ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не представлены.

Кроме того, согласно письменными возражениями Заказчика, Заявителем в составе второй части заявки представлена копия Контракта N 36-А, заключенного 11.07.2018 между Администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области и ООО "М". При этом, в соответствии с пунктом 3.1 указанного контракта "Подрядчик обязуется выполнить весь объем работ, предусмотренный контрактом, в течение 14,5 месяцев с даты заключения контракта.

Таким образом, в составе заявки ООО "М" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99.

При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств подтверждающих, что заявка Заявителя содержит документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 29.08.2018 по делу N 18/44/105/1115 по результатам рассмотрения жалобы ООО "С" в действиях Заказчика выявлены нарушения:

- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС предмета запроса о разъяснении положений документации об Аукционе;

- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе положения о возможности предоставления в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе;

- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в размере 51% цены государственного контракта, а также конкретного объема указанных работ в приложении N 2 проекта государственного контракта документации об Аукционе;

- части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения сроков информирования Заказчика о привлеченных к исполнению государственного контракта третьих лицах, с которыми заключены договоры на выполнение работ в рамках исполнения обязательств по государственному контракту;

- части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта положений в отношении субподрядчиков, соисполнителей, предусмотренных Постановлением N 1466;

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме.

В связи с чем, Заказчику выдано предписание устранить вышеуказанные нарушения путем внесения изменений в документацию об Аукционе. Срок исполнения предписания по делу от 29.08.2018 по делу N 18/44/105/1115 12.09.2018.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 30, части 7 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 29.08.2018 по делу N 18/44/105/1115, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.08.2018 по делу N 18/44/105/1115 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.