Решение ФАС РФ от 27.08.2018 по делу N 18/44/105/1098

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 27.08.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2018 г. по делу N 18/44/105/1098

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "О" (далее - Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ГБУЗ "О" (далее - Аукционная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область" (Калининградская область. Гурьевский район, п. Родники) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0135200000518001618) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка медицинского оборудования, технологически и функционально не связанных между собой.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 24.08.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 27.08.2018.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.06.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 266 441 310 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2018;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

7) дата проведения Аукциона - 01.08.2016;

8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, снижение составило - 10,5%;

9) 06.08.2018 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещены изменения извещения о проведении Аукциона от 06.08.2018 N ИИ4.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка медицинского оборудования, технологически и функционально не связанных между собой.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно извещению о проведении Аукциона, техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что на объект закупки разработана единая проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, размещенная в ЕИС для ознакомления в полном объеме.

Также, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки необходимо выполнить работы по строительству онкологического центра, при этом в ходе выполнения строительных работ в соответствии с проектной документации предусмотрены монтажные работы по установке монтируемого медицинского оборудования, которые технически и функционально связаны со строительством вышеуказанного объекта, а также затрагивают конструктивные элементы здания.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом сформирован объекта закупки с нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, при рассмотрении жалобы Заявителя установлено, что его права и законные интересы не могут быть нарушены, поскольку в реестре членов саморегулируемой организации отсутствуют сведения о наличии у Заявителя права осуществлять деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, в том числе, следующее требование к участнику закупки: "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили документы и сведения, а также пояснили, что подпунктом 9 пункта 34 информационной карты документации об Аукционе установлен перечень требований к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2013. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" установлены требования в отношении лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено оказание услуг, связанных с производством и техническим обслуживанием (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Также, согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, в том числе при оказание услуг, связанных с деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Вместе с тем, в рамках объекта закупки необходимо построить радиологическое отделение с монтируемым медицинским оборудованием, которое выделяет радиационное и ионизирующее излучение в соответствии с проектно-сметной документацией.

В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены, в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке:

"копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", которая включает в себя следующие работы (услуги): сооружение радиационных источников;

копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)", которая включает в себя следующие работы (услуги): размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);

копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 года N 469 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", которая включает в себя следующие работы (услуги): монтаж и наладка медицинской техники;

или копия действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является строительство областного онкологического центра в Калининградской области.

Вместе с тем, согласно документации об Аукционе, проектно-сметной документации в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение следующих видов работ: строительство платных отделений, радиологических отделений, технических объектов, приемочных отделений, а также возведение наружных стен, внутренние перегородки, кирпичная кладка перегородок, устройство кровли, устройство канализации, вентиляции и другие.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе излишние требования составу заявки на участие в закупке, а именно копии действующих лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии; на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих); на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию или на техническое обслуживание медицинской техники, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что аналогичный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 27.08.2018 N 18/44/105/1097, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 27.08.2018 N 18/44/105/1097 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.