ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1217
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФГБОУ ВО "М" (далее - Аукционная комиссия), при проведении ФГБОУ ВО "М" (далее - Уполномоченный органом), "К" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Многофункциональный студенческий комплекс по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Малая Грузинская, вл. 24, стр. 1, 3, вл. 26, стр. 1", а именно: осуществление функций генерального подрядчика по 2-ой очереди строительства (начало строительства) (номер извещения 0373100070118000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 331 812 215,94 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 14.09.2018 N 0373100070118000006-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, по следующим основаниям: "В позиции 59 "Шпатлевка" в нарушение разъяснения (Пункт ответа N 23) неверно указано значение параметра "Время высыхания"; В позиции 73 "Мембрана полимерная" в нарушение разъяснения (Пункт ответа N 26) неверно указано значение параметра "Тип".
Как следует из технического задания документации об Аукционе, в том числе, к товару 59 "Шпатлевка" установлены следующее требование: "Время высыхания: при +10 °C прим. 2 суток; при +20 °C прим. 1 сутки".
В соответствии с пунктом 3.2.3 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки заполняется в соответствии с Приложении N 1 к Информационной карте аукциона ("Инструкция по заполнению первой части заявки"), при этом на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в части правил указания максимальных, минимальных значений показателей товаров, а также значений показателей, которые не могут изменяться, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что в составе первой части заявки участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит, в том числе, следующую информацию по товару "Шпатлевка": "Время высыхания - при +10 °C 2 суток", что не противоречит требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1170 установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Краски" - массовая доля нелетучих веществ: 52 - 57%, время высыхания при темп. 20 °C, ч: не более 1 часа; "Шпатлевка" - Время высыхания: при +10 °C прим. 2 суток; при +20 °C прим. 1 сутки; "Пленка ветроизоляционная" - Разрывная нагрузка полоски 50 мм, Н, вдоль/поперек: >= 125 >= 100 и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о том, что требования к содержанию и составу заявки, отсутствие инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе и техническое задание документации об Аукционе не позволяют надлежащим образом заполнить заявку и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, на основании вышеуказанных требований технического задания документации об Аукционе заявка Заявителя, а также заявка на участие в Аукционе с порядковым номером "1" отклонены Аукционной комиссией, что является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением комиссии ФАС России от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1170 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном не установлении условия о казначейском сопровождении контракта;
- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе положения о возможности предоставления в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, а также положения о возможности внесении участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретных показателей характеристик, которые в необходимо представить в составе первых частей заявок, не установлении инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, установлении в техническом задании документации об Аукционе указание на страну происхождения товара;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении надлежащим образом объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, частей 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.09.2018 N 18/44/105/1170, по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 12.09.2018 N 18/44/105/1117 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 17.09.2018 N 18/44/99/432 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.