Решение ФАС РФ от 20.08.2018 по делу N 18/44/105/1057

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 20.08.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2018 г. по делу N 18/44/105/1057

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Службы капитального строительства Республики Крым (далее - Заказчик), Комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган), при проведении АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Аукционная комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключение государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" (номер извещения - 0175200000418000448) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащим образом перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), а также установивших в приложении N 4 к проекту контракта документации об Аукционе ненадлежащий объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 16.08.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.08.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 557 410 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.08.2018;

5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 24.08.2018.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

Пунктом 9 раздела II.VII документации об Аукционе и пунктом 4.2.11 проекта контракта документации об Аукционе установлен перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570, который включает в себя 34 соответствующих вида работ, предусмотренных Постановлением Правительства N 570.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные положения документации об Аукционе установлены в связи с тем, что объектом закупки является одновременно выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в связи с чем, определить конкретные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570 возможно исключительно по окончании выполнения проектно-изыскательских работ.

На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, пунктом 9 раздела II.VII документации об Аукционе и пунктом 4.2.11 проекта контракта документации об Аукционе установлен перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570 в объеме не менее 25 процентов от цены контракта.

При этом, в приложении N 4 к проекту контракта документации об Аукционе, содержащим форму, в которой указываются виды работы, которые будут выполняться подрядчиком самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570, установлено, что объем соответствующих работ составляет не менее 15 процентов, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение, и не соответствует требованиям Постановления Правительства N 570 и части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 2 раздела II документации об Аукционе установлено, что для подтверждения своего соответствия требованиям к участникам, установленным в соответствии с пунктом 1.1 раздела II.II документации об Аукционе и законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляются выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".

Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства, предусмотренного документацией об Аукционе, в эксплуатацию, участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен является членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается в соответствии с требованиями ГрК РФ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе не соответствуют части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что конкретные показатели товаров, подлежащие указанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, установлены в приложении N 1 к документации об Аукционе, при этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные показатели товаров содержатся в приложении N 3 к документации об Аукционе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное разночтение является технической ошибкой, при этом при формировании заявки участнику закупки необходимо руководствоваться приложением N 3 к документации об Аукционе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное разночтение в отношении наименования приложения к документации об Аукционе, содержащего исчерпывающий перечень товаров, конкретные показатели которых подлежат указанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, вводит участников закупки в заблуждение и может повлечь ненадлежащее заполнение заявки на участие в Аукционе.

Кроме того, пунктами NN 55, 56, 57, 60 технического задания документации об Аукционе к товарам "Кабели" установлено, в том числе, следующее требование: "Цвет изоляции жил кабеля: натуральный или серый, коричневый или синий, зеленый-желтый или черный", а также установлено требование о соответствии вышеуказанного товара ГОСТ 31996-2012.

Инструкцией установлено, что, в случае, если значения показателя товара разделены знаком "-", это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное (включая указанное значение) и максимальное (включая указанное значение) значения и участником закупки такое значение показателя должно быть конкретизировано.

ГОСТ 31996-2012 установлено, что цвет изоляции жил кабеля может быть, в том числе, зеленый-желтый, при этом, в вышеуказанном ГОСТ отсутствуют сведения, что цвет изоляции жил кабеля может быть либо исключительно желтый, либо исключительно зеленый.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что показатели цвета изоляции жил не являются значениями, характеризующими максимальные или минимальные величин товара, а также, что по вышеуказанному пункту технического задания документации об Аукционе Инструкция не позволяет указать значения, которые одновременно соответствуют требованиям документации об Аукционе и ГОСТ, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе (примеры, указанные в настоящем решении не являются исчерпывающими), что, в свою очередь, не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что по пункту N 5 "Смесь песчано-гравийная природная" технического задания документации об Аукционе к товару установлены, в том числе, следующие требования: "Содержание зерен гравия, в % по массе 10/90. Наибольшая крупность зерен гравия, в мм: не более 70".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержится пример, указание которого не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, а также Инструкцию, которая вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части установления в приложении к проекту контракта документации об Аукционе ненадлежащего объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.08.2018 по делу N 18/44/105/1056 по данному делу предписание не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.08.2018 по делу N 18/44/105/1056 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.