Решение ФАС РФ от 08.08.2018 по делу N 18/44/105/989

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 08.08.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2018 г. по делу N 18/44/105/989

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия КГКУ "СБ" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Лечебный корпус центральной районной больницы г. Николаевска-на-Амуре" (номер извещения 0122200002518004347) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части документации об Аукционе неправомерно установлены экологические требования к товарам, а также неправомерно установлены требования к энергетической эффективности.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.

3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок обеспечения заявок на участие в Аукционе.

Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.07.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 432 671 260 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -06.08.2018;

5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части документации об Аукционе неправомерно установлены экологические требования к товарам, а также неправомерно установлены требования к энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В технической части документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Экологические требования. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 08.06.2012 г. N 350-рп "Об экологических требованиях к качеству и техническим характеристикам отдельных видов продукции, закупаемой для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Хабаровского края" устанавливаются экологические требования в отношении следующих отдельных видов продукции для производства строительных работ:

1. Твердые поверхностные покрытия (керамическая плитка): без содержания свинца и кадмия либо с содержанием свинца не более 0,5% от общего веса продукции и кадмия не более 0,1% от общего веса продукции.

2. Полиэтиленовая пленка: содержание вторичного сырья 100%".

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что согласно пункту 3 распоряжения Правительства Хабаровского края 08.06.2012 N 350-рп "Об экологических требованиях к качеству и техническим характеристикам отдельных видов продукции, закупаемой для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Хабаровского края" (далее - Распоряжение N 350-рп) органам исполнительной власти края, казенным и бюджетным учреждениям края, а также иным получателям средств краевого бюджета включать в заявки, направляемые в комитет государственного заказа Правительства края, для размещения заказов путем проведения открытых торгов, а также извещения о проведении запросов котировок экологические требования к качеству и техническим характеристикам отдельных видов продукции, утвержденные настоящим распоряжением.

При этом, к такой продукции согласно Распоряжению N 350-рп, в том числе относятся твердые поверхностные покрытия (керамическая плитка): без содержания свинца и кадмия либо с содержанием свинца не более 0,5% от общего веса продукции и кадмия не более 0,1% от общего веса продукции (пункт 5), полиэтиленовая пленка: содержание вторичного сырья 100% (пункт 9).

Также представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что экологические требования установлены в соответствии с Распоряжением N 350-рп, а также применяются в отношении подрядчика при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с технической частью документации об Аукционе установлено, что работы должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией, настоящей технической частью, в полном соответствии с требованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правил, ПУЭ, НПБ, технических регламентов, санитарных норм и правил, в том числе: Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений"; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, в технической части документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Требования к энергетической эффективности. Мониторы, используемые в ходе производства Работ, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "А". Лифты, используемые в ходе производства Работ, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "А".

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что требования к энергетической эффективности товаров, которые содержатся в локально-сметных расчетах, применяются в отношении подрядчика при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта, а также не противоречат положениям законодательства в сфере закупок.

Положениями документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части документации об Аукционе неправомерно установлены экологические требования к товарам, а также неправомерно установлены требования к энергетической эффективности.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 4.2.3 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, следующее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.

Исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых требуется указание их конкретных значений, указан в части IV "Предложение участника закупки" документации об Аукционе.

В соответствии с частью IV "Предложение участника закупки" документации об Аукционе установлено, что в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Представитель Уполномоченного органа пояснил, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком требования к составу первых частей заявок не соответствуют Закону о контрактной системе, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок обеспечения заявок на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Пунктом 12.2. документации об Аукционе установлено следующее, в том числе: "В соответствии с ч. 2, ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В разделе 7 "Обеспечение заявок" инструкции документации об Аукционе установлены требования к обеспечению заявок и порядок внесения обеспечения заявок на участие в Аукционе, содержащий, в том числе следующее положение: "До даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе".

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в положениях инструкции установлен, в том числе порядок внесения обеспечения заявок на участие в Аукционе. По 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в Аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Также представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что установленный в инструкции порядок внесения обеспечения заявок на участие в Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "СА" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.