Решение ФАС РФ от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1013

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 7 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 14.08.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2018 г. по делу N 18/44/105/1013

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия МКУ "СБ" (далее - Заказчик), Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией МКУ "СБ" (далее - Аукционная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по строительству (реконструкции) объекта "Обустройство территории Центральной набережной Волгограда имени 62-й Армии. Корректировка 3-й этап" (номер извещения 0129200005318002605) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) заключение о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости объекта закупки.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.07.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 224 870 420 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -10.08.2018;

5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1.1. согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

1.2. конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1. Раздела 3. документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Приложении N 1. Раздела 3. документации указания на товарный знак или в случае, если участник электронного аукциона предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Приложении N 1. Раздела 3. Документации".

В приложении N 1 к разделу 3 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "Универсальный ремонтный состав. Полимерный композитный ремонтный материал, содержащий метиловый эфир метакриловой кислоты, кварцевый песок фракцией от 0,1 до 7 мм, микрокальциты фракцией от 0,1 до 12 мкр, дибутиловый эфир фталевой кислоты, диспербук, диоксид титана, гидрохинон, медь, пигментные красители, перекись бензоила, при следующем соотношении компонентов, мас. ч.: метиловый эфир метакриловой кислоты от 11,5 до 33, кварцевый песок от 25,5 до 76,5, микрокальциты от 11,5 до 37,5, дибутиловый эфир фталевой кислоты от 0,1 до 5, диспербук от 0,1 до 3,5, диоксид титана от 0,1 до 6, гидрохинон от 0,1 до 5, медь от 0,1 до 3, пигментные красители от 0,05 до 14, перекись бензоила от 0,5 до 6. Состав ремонтный толстослойный с низкой усадкой, армированный фиброй. Прочность на сжатие в возрасте 1\7\28 суток, не менее - 17/40/50 мПа. Прочность на изгиб в возрасте 28 суток не менее 8 мПа. Раствор. Глиносодержащих растворов - не менее 93%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло не результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещено в ЕИС заключение о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация всех объектов строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлен исчерпывающий перечень обязательных требований к составу проектной документации, при этом требование о включении в состав проектной документации и обязанность размещения в ЕИС заключения о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия законодательством Российской Федерации не установлены.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях пояснили, что на проектную документацию по объекту закупки получено положительное заключение государственной экспертизы, а также в отношении достоверности определения сметной стоимости объекта закупки.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих нарушение своих прав и законных интересов, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.

При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.

В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.

Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Пунктами 31 информационно карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки: в соответствии с п. 4.2. Раздела 1. документации".

В извещении о проведении Аукциона установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется в соответствии с пунктом 4.2. раздела I документации об Аукционе.

Согласно пункту 4.2. раздела I документации об Аукционе установлены требования к обеспечению заявок на участие в Аукционе, согласно которым денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками Аукциона на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло не результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в технической части документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 7 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1013 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.