Решение ФАС РФ от 10.08.2018 N 18/44/105/1002

"О признании жалобы обоснованной: действия аукционной комиссии нарушают ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 10.08.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2018 г. N 18/44/105/1002

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "С" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - Аукционная комиссия) при проведении Департаментом муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - Уполномоченный орган), Департаментом городского хозяйства Администрации города Красноярска (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) с целью повышения уровня содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0119300019818001301) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Уполномоченный орган в письменных возражениях от 09.08.2018 N 05/3429-гх не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 25.06.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 999 811 334 рубля;

4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссии неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, действующей на дату размещения документации о закупке, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N 0119300019818001301-1 (далее - Протокол) Заявителю (заявка с порядковым номером "2") отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, в связи с непредоставлением в составе первой части заявки на участие в Аукционе информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также на основании несоответствия информации, представленной в составе первой части заявки на участие в Аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе.

Согласно Протоколу заявка Заявителя отклонена в связи с непредоставлением в составе заявки на участие в Аукционе информации о стране происхождения товаров по позициям 4, 4.1, 4.8, 4.9, 4.11, 4.14 технического задания документации об Аукционе в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В заявке участника Заявителя по позициям 4, 4.1, 4.8, 4.9, 4,11, 4.14 указано "страна-изготовитель США", что соответствует требованиям подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе об указании в первой части заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения товара.

В соответствии с Протоколом заявка Заявителя отклонена в связи с несоответствием указанных в заявке участника единиц измерения показателя "Рабочий объем цилиндров" товара "М. уборочная коммунальная подметально-вакуумная", а также показателя "Рабочий объем двигателя" товара "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием" единицам измерения, указанным в техническом задании документации об Аукционе.

В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:

- позиция 2 таблицы N 1 "М. уборочная коммунальная подметально-вакуумная": "Рабочий объем цилиндров не менее 6700 л.";

- позиция 1 таблицы N 2 "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием": "Рабочий объем двигателя": "не более 6700 см";

Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе "Значения показателей товаров, указанных в описании объекта закупки в столбце "Максимальные и (или) минимальные значения показателей" требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "не ранее", "от", "до".

На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя содержит следующие сведения:

- позиция 2 таблицы N 1 документации об Аукционе "М. уборочная коммунальная подметально-вакуумная ЭД244КМ на базе шасси КАМАЗ 53605-3952-48 с подметально-вакуумной установкой CityFant 6000": "Рабочий объем цилиндров 6700 см3";

- позиция 1 таблицы N 2 документации об Аукционе "Комбинированная дорожная машина на базе в комплектации с навесным оборудованием": "Рабочий объем двигателя": 6700 см3".

Согласно письменным пояснениям Заказчика от 09.08.2018 N 05/3429-гх при подготовке документации об Аукционе допущены следующие технические ошибки:

- по позиции 2 таблицы N 1 "М. уборочная коммунальная подметально-вакуумная на шасси" ошибочно указана единица измерения показателя "Рабочий объем цилиндров" "л" (литры) вместо "куб. см" (кубические сантиметры);

- по позиции 1 таблицы N 2 "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием" ошибочно указана единица измерения показателя "см" (сантиметр) вместо "куб. см" (кубические сантиметры).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что принятие Аукционной комиссией решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе с учетом указания Заявителем в составе заявки показателей товаров, соответствующих требованиям Заказчика, неправомерно.

Согласно Протоколу заявка участника с порядковым номером "1" (АО "В") отклонена, в том числе, по вышеуказанному основанию, а именно в связи с несоответствием указанных в заявке участника единиц измерения показателя "Рабочий объем цилиндров" товара "М. уборочная коммунальная подметально-вакуумная", а также показателя "Рабочий объем двигателя" товара "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием" единицам измерения, указанным в техническом задании документации об Аукционе.

Кроме того, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в заявке на участие в Аукционе по позиции 1.2 "Быстросъемное плужное оборудование с поворотным отвалом" таблицы N 2 документации об Аукционе конкретного показателя "Обеспечение безопасного преодоления препятствий высотой 100 мм на скорости до 40 км/час" в нарушение требования документации об Аукционе об указании данного показателя в неизменном виде.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1.2 таблицы N 2 документации об Аукционе к товару "Быстросъемное плужное оборудование с поворотным отвалом" установлено следующее требование: "Обеспечение безопасного преодоления препятствий высотой не менее 100 мм на скорости до 40 км/час".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления сведений о результатах испытания товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя по указанному основанию неправомерно, при этом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе показателей результатов испытаний товаров нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно Протоколу Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением сведений по показателю "экологический класс" товара "Мини-погрузчик универсальный" таблицы N 2 документации об Аукционе, не соответствующих документации о Аукционе.

В соответствии с таблицей N 2 технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару:

- позиция 4 "Мини-погрузчик универсальный": "Экологический класс: не менее Stage IIIA".

Согласно первой части заявки Заявителя в отношении указанного товара представлены следующие сведения: "Мини - погрузчик универсальный": "экологический класс Tier4/EU Stage IIIA".

На заседание Комиссии Уполномоченный орган явку представителей не обеспечил, в составе письменных возражений не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что сведения Заявителя по позиции 4 "Мини-погрузчик универсальный" таблицы N 2 документации об Аукционе противоречат требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

Также согласно Протоколу Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением сведений по показателю "ходовая часть" товара "Бульдозер" таблицы N 2 документации об Аукционе, не соответствующих документации о Аукционе.

В соответствии с таблицей N 2 технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару:

- позиция 9 "Мини-погрузчик универсальный": "Ходовая часть: линейная".

В заявке участника с порядковым номером "2" по позиции 9 "Бульдозер" таблицы N 2 документации об Аукционе указано "имеется", что подтверждает наличие у товара линейной ходовой части.

При этом, на заседание Комиссии Уполномоченный орган явку представителей не обеспечил, в составе письменных возражений не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что сведения Заявителя по позиции 9 "Бульдозер" таблицы N 2 документации об Аукционе противоречат требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

В связи с чем Комиссия считает отказ в допуске по данному основанию также неправомерным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам закупки с порядковыми номерами "1", "2" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 07.08.2018 по делу N 18/44/105/984 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены, в том числе, нарушения:

- пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации об Аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном объединении в один объект закупки товаров, включенных в перечень товаров, в отношении которых распространяется запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 656), а также товаров, в отношении которых запрет Постановления Правительства N 656, не распространяется.

В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание отменить Протокол, привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 07.08.2018 по делу N 18/44/105/984, назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона.

Срок исполнения предписания по делу от 07.08.2018 по делу N 18/44/105/984 установлен 21.08.2018.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "С" обоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 66, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 07.08.2018 по делу N 18/44/105/984, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по настоящему делу не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 07.08.2018 по делу N 18/44/105/984 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.