Решение ФАС РФ от 31.08.2021 по делу N 28/06/106-528/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 31.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2021 г. по делу N 28/06/106-528/2021

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия Министерства "Т" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства "Т" (далее - Аукционная комиссия), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации для проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия регионального значения "Северное страховое общество 1909 - 1911-е гг., 1930-е гг., военный инженер И.И. Рерберг, архитекторы М.М. Перетяткович, В.К. Олтаржевский, И.А. Голосов: корпус западный 1909 - 1911 гг., 1930-е гг., военный инженер И.И. Рерберг, архитекторы М.М. Перетяткович, В.К. Олтаржевский, И.А. Голосов", <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000321000033) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требование к участнику закупки о наличии копии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензия).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 30.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 31.08.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 19.08.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 400 000 рублей;

4) источник финансирования - за счет средств федерального бюджета, КБК - 14910069990090019244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукциона - 01.09.2021.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки Лицензии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлено требование, предъявляемое к участникам Аукциона, о предоставлении в составе заявки Лицензии.

На заседании Комиссии установлено, что предметом Аукциона является разработка проектной документации для проведения реставрационных работ (реставрация фасадов) на объекте культурного наследия регионального значения.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлено требование о Лицензии, поскольку в документации об Аукционе не содержится условие, что при исполнении государственного контракта исполнитель получит доступ к сведениям, содержащим государственную тайну.

Кроме того, в документации об Аукционе отсутствует информация о степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, которая должна быть в Лицензии.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о предоставлении Лицензии обусловлено тем, что при разработке проектной документации исполнитель будет выполнять работы на фасаде здания, в том числе напротив тех кабинетов, которые предназначены для работы со сведениями, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих содержание в документации об Аукционе каких-либо работ, при проведении которых исполнитель получит доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО) в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Пунктом 24 Информационной карты установлено следующее требование к участникам закупки: "копии документов о членстве в СРО, подтверждающие право подрядчика осуществлять подготовку проектной документации по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров".

При этом, изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено требование о соответствии фонда обеспечения договорных обязательств и компенсационного фонда возмещения вреда участника закупки требованиям статьи 55.16 ГрК РФ.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлено требование о наличии у участников закупки членства в СРО.

Вместе с тем документация об Аукционе не содержит положения отсутствует требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В электронном документе текст соответствует официальному источнику.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 31.08.2021 по делу N 28/06/106-528/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.