Решение ФАС РФ от 19.08.2021 по делу N 17/06/105-945/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 19.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2021 г. по делу N 17/06/105-945/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь на участке км 468+000 - км 481+000, Ставропольский край (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0321100019421000084) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов" (далее - Показатель), критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);

2) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 17.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 19.08.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.07.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 635 320 314 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092420192058243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.08.2021;

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признано ООО СК "Н" с предложением о цене контракта в размере 1 635 020 314 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).

В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

При этом пунктами 27(2) и 27(3) Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных критериев, используемых для оценки заявок участников закупки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Согласно Конкурсной документации по Показателю Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: оцениваются контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства. Подтверждением опыта выполнения работ являются копии ранее исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями к ним и копий актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия, поскольку в рамках Показателя Критерия оценке подлежат исключительно исполненные контракты (договоры), что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование порядка оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия в отношении предоставления исполненных контрактов (договоров) установлено в Конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика, а также с учетом положений Правил. При этом предоставление исполненных контрактов является надлежащим подтверждением наличия у участника закупки опыта выполнения работ.

Также на заседании Комиссии установлено, что наличие указанного условия в Конкурсной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия, поскольку в Конкурсной документации отсутствует исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения опыта выполнения работ, в связи с чем потенциальным участникам закупки не представляется однозначным образом определить какие документы Заказчиком будут приняты к оценке.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема подтверждается копиями ранее исполненных контрактов (договоров), а также копиями актов выполненных работ по данным контрактам (договорам), заключенных как в соответствии с Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так и гражданско-правовые договоры.

Также на заседании Комиссии установлено, что требование порядка оценки по Показателю Критерия о предоставлении указанных документов не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.

Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении контрактов (договоров) с приложениями.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что приложениями к контракту (договору) являются ПСД, формы актов, график выполнения строительно-монтажных работ и т.д.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что отсутствие всех приложений в составе заявки на участие в Конкурсе (ПСД, формы актов и т.д.) к исполненному контракту (договору), не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, не соответствующий пункту 27(3) Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку при оценке заявок участников закупки контракты (договоры) по указанному основанию не признавались не соответствующими Конкурсной документации.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации.

В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.08.2021.

Пунктом 16 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации - "11" августа 2021 года в 09-00".

Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации вышеуказанную дату окончания предоставления разъяснений положений Конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела от 19.08.2021 N 17/06/105-945/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.