Решение ФАС РФ от 20.08.2021 по делу N 17/06/105-956/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 9 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 20.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2021 г. по делу N 17/06/105-956/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "У" (далее - Заказчик), Республиканского агентства "З" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией ГКУ "У" (далее - Конкурсная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита, км 26 - км 58+500 в Заиграевском районе Республики Бурятия" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0102200001621002681) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.08.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.07.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 030 057 888,61 рублей;

4) источник финансирования - республиканский бюджет, КБК - 801040963301801Д0244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.08.2021;

6) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе - 16.08.2021;

7) дата подачи окончательных предложений - 19.08.2021;

8) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 23.08.2021.

1.1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Также согласно пункту 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

При этом пунктом 27(2) Правил установлен исчерпывающий перечень критериев используемых для целей оценки заявок участников закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а именно: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров), наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог за последние 5 лет, из которых стоимость каждого представленного участником закупки контракта (договора) должна составлять не менее 200 млн рублей. При этом копии документов должны быть представлены участником закупки в полном объеме, в том числе со всеми приложениями, дополнительными соглашениями.

Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о том, что копии документов должны быть представлены участником закупки в полном объеме, в том числе со всеми приложениями, а также установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 условия о том, что опытом сопоставимого характера являются контракты (договора), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог за последние 5 лет, из которых стоимость каждого представленного участником закупки контракта (договора) должна составлять не менее 200 млн рублей неправомерно, поскольку не соответствует пункту 27(2) Правил, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок, поскольку установлено требование о предоставлении копии документов, подтверждающих опыт выполнения работ сопоставимого характера, а также предоставление всех дополнительных соглашений.

Согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации участниками закупки должны быть представлены копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ сопоставимого характера.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что предоставление копии документов (контрактов, договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ сопоставимого характера, а не номеров реестровых записей исполненных контрактов (договоров), ограничивает количество участников закупки.

Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.

Таким образом, дополнительным соглашением могут быть изменены предмет, порядок и сроки исполнения контракта (договора), следовательно, при отсутствии в составе заявки всех дополнительных соглашений у Конкурсной комиссии будет отсутствовать возможность объективно оценить надлежащее исполнение контракта (договора) участника закупки.

При этом, изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что установление требования о предоставлении копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ сопоставимого характера, а также дополнительных соглашений не противоречит Правилам и требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В ходе внеплановой проверки установлено.

Согласно части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

В соответствии с частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

В Порядке оценки заявок конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 установлено, что документы, подтверждающие опыт выполнения работ сопоставимого характера должны быть представлены участником закупки в полном объеме, в том числе со всеми приложениями, дополнительными соглашениями (при их наличии); должны быть читаемы (воспроизводить его оригинал). В противном случае, в том числе в случае невозможности прочтения представленных документов, такие документы будут считаться непредставленными. При этом в случае непредоставления документов характеризующих квалификацию участника конкурса такому участнику присваивается оценка 0.

На заседании Комиссии установлено, что участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений Конкурсной документации (далее - Запрос), в том числе разъяснения вышеуказанной части порядка оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1.

При этом Заказчиком в ответ на Запрос дано разъяснение положений Конкурсной документации от 12.08.2021 N 1, согласно которому представление участником закупки в составе заявки контракта (договора) без приложений (образцов (форм) актов приемки выполненных работ, проектной документации и иных документов), изменений к нему, не влияющих на оценку наличия опыта выполнения работ по установленным параметрам, не будет свидетельствовать об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого в соответствии с порядком оценки конкурсной документации, опыта выполнения работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что разъяснение положений Конкурсной документации изменяет суть Конкурсной документации, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной в части пункта 1.1 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 20.08.2021 по делу N 17/06/105-956/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.