Решение ФАС РФ от 25.08.2021 по делу N 17/06/105-988/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 25.08.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2021 г. по делу N 17/06/105-988/2021

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию (легковой автотранспорт) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008521000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1) в техническом задании документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены избыточные требования к исполнителю;

2) в Техническом задании неправомерно установлено требование о предоставлении автомобиля для осмотра на предмет соответствия требованиям документации об Аукционе в день подписания контракта Заказчиком;

3) в Техническом задании установлено требование о нахождении у исполнителя автомобиля в собственности или лизинге;

4) в приложении N 1 к Техническому заданию установлены избыточные требования к автомобилям, представляемым в рамках оказания услуг.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 17.08.2021;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 90 878 736 рублей;

3) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 15004010730590019244;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.08.2021.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Техническом задании установлены избыточные требования к исполнителю.

В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией довод не рассматривается.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Техническом задании неправомерно установлено требование о предоставлении автомобиля для осмотра на предмет соответствия требованиям документации об Аукционе в день подписания контракта Заказчиком.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание услуг по транспортному обслуживанию (легковой автотранспорт).

В соответствии с пунктом 7 Технического задания в день подписания проекта контракта Заказчиком исполнитель обязан предоставить автомобили для их осмотра на предмет соответствия требованиям, установленным в Техническом задании.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования Технического задания документации установлены в соответствии с потребностью Заказчика. Кроме того, указанное требование установлено в связи с длительностью процедуры оформления пропусков на автомобили.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 3.1 проекта контракта документации об Аукционе контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31.12.2023 года включительно.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Техническом задании установлено требование о нахождении у исполнителя автомобиля в собственности или лизинге.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией довод не рассматривается.

4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию установлены избыточные требования к автомобилям, представляемым в рамках оказания услуг.

Приложением N 1 к Техническому заданию установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, используемого при оказании услуг, такие как: форма ручки, располагающиеся на потолке - скоба, глушитель с хромированной насадкой - наличие, высота малого заднего стекла дверного, в максимальном месте > 300 (перечень примеров, указанных в решении, не является исчерпывающим).

Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание услуг по транспортному обслуживанию. При этом указанные характеристики не влияют на качество оказываемых услуг, а также ограничивают количество участников закупки.

Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили материалы и сведения, подтверждающие необходимость установления требований к указанным характеристикам, а также что в случае несоответствия таких характеристик (например, отсутствии глушителя с хромированной насадкой) услуги будут оказаны ненадлежащим образом.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего избыточные требования к автомобилям, представляемым в рамках оказания услуг, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" обоснованной в части установления излишних требований к автомобилям, предоставляемым в рамках оказания услуг.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 25.08.2021 по делу N 17/06/105-988/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.