Решение ФАС РФ от 24.09.2021 по делу N 28/06/105-718/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 24.09.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2021 г. по делу N 28/06/105-718/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на услуги по организации и проведению диспансеризации государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003121000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.

Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 23.09.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 24.09.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 19.08.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 349 976,99 рублей;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 07707090250190019244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.09.2021;

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, 1 из которых признана соответствующей требования Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;

7) в соответствии с частью 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о признании 1 участника (ФГБУ "П" Управления делами Президента Российской Федерации) соответствующим требованиям Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиями Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5.1 информационной карты Конкурсной документации участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки.

При этом пунктом 5.2 информационной карты Конкурсной документации установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных государственным контрактом является наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", включая работы (услуги) терапии, акушерству и гинекологии, неврологии, урологии, хирургии, офтальмологии, отоларингологии, эндокринологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, рентгенологии, ультразвуковой диагностике, клинической лабораторной диагностики.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.09.2021 N ПРОII1 заявка участника закупки с порядковым номером "1" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки Заявителя представлена лицензия, в составе которой отсутствует вид работ (услуг) требуемый в соответствии с Конкурсной документацией, а именно: "хирургия".

На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности от 11.11.2020 N ЛО-77-01-020701, содержащая в том числе следующие виды работ (услуг): терапии, акушерству и гинекологии, неврологии, урологии, офтальмологии, отоларингологии, эндокринологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, рентгенологии, ультразвуковой диагностике, клинической лабораторной диагностике.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлен договор от 25.05.2021 N 25/05-21 об оказании платных медицинских услуг (далее - Договор), заключенный между Заявителем и ООО "К", а также лицензия ООО "К" на осуществление медицинской деятельности от 29.04.2021 N ЛО-77-01-017993 содержащая вид работ (услуг) "хирургия".

Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Заявителем заключен Договор с ООО "К" для оказания услуг по хирургии, в связи с чем Конкурсной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 6.1 информационной карты Конкурсной документации участник закупки вправе привлекать субподрядчиков (соисполнителей) к выполнению работ (оказанию услуг) по государственному контракту.

В силу пункта 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 984н "Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения" (далее - Приказ N 984н) диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика".

При этом в случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций.

Как следует из Договора, ООО "К" обязуется оказать Заявителю платные медицинские услуги по профилактическому приему (диспансеризации) врача-хирурга.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Согласно Конкурсной документации в рамках показателя "Опыт Участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель) критерия "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) оценивается опыт участника закупки по выполнению работ (оказанию услуг) по проведению диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих за 2018 - 2020 годы.

В соответствии с порядком оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия оценивается опыт выполнения работ по проведению диспансеризации исключительно федеральных государственных гражданских служащих, при этом опыт оказания аналогичных услуг в отношении государственных служащих субъектов Российской Федерации, муниципальных гражданских служащих не будет принят к оценке Конкурсной комиссией, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанное положение порядка оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия ограничивает количество участников закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной.

2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы дела от 24.09.2021 N 28/06/105-718/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.