Решение ФАС РФ от 24.09.2021 по делу N 28/06/105-739/2021

"О признании жалобы обоснованной: заявка заявителя соответствует требованиям документации об аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 24.09.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2021 г. по делу N 28/06/105-739/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии "Ф" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральной службой по труду и занятости (далее - Заказчик), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию (легковой автотранспорт) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008521000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 17.08.2021;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 90 878 736 рублей;

3) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 15004010730590019244;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.09.2021;

5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе;

6) дата проведения Аукциона - 13.09.2021;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона, из которых 2 участника признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признан ИП Е. с предложением о цене контракта в размере 76 792 531,92 рубль.

Из жалобы Заявителя следует, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлены случаи, при наступлении которых заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, дополнительные требования к банковским гарантиям установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (далее - Постановление N 1005).

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.09.2021 N 0173100008521000030-3 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием банковской гарантии условиям, указанным в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно: положением вышеуказанной банковской гарантии предусмотрена необходимость заверения печатью бенефициара требований к гаранту об уплате денежной суммы и (или) ее части по гарантии.

На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе представлена банковская гарантия N 9991-4R1/594210 (далее - Банковская гарантия), которая содержит следующее:

"5. Требование Бенефициара к Гаранту об уплате денежной суммы и (или) ее части по настоящей гарантии (далее - Требование) должно быть подписано лицом, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Бенефициара, либо иным уполномоченным им лицом с предоставлением соответствующей доверенности и заверено печатью Бенефициара (при ее наличии согласно учредительным документам Бенефициара).

8. Гарант отказывает в удовлетворении Требования Бенефициара, если требование будет направлено Бенефициаром после окончания срока действия настоящей гарантии либо если Требование и/или приложенные к нему документы не соответствуют условиям настоящей гарантии".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в Банковскую гарантию включено условие о возможности банка отказа Заказчику в выплате денежной суммы в пределах Банковской гарантии, в случае отсутствия печати на требовании Заказчика об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, что в свою очередь лишает Заказчика права на получение неустойки.

Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" Заказчик является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установленной Постановлением N 1005, содержится указание, в том числе на место печати.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что пункт 5 Банковской гарантии не противоречит требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о Контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" обоснованной.

2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 24.09.2021 по делу N 28/06/105-739/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия.