ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2021 г. N 223ФЗ-537/21
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "К" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе: <...>,
ООО "М": <...>, <...>, <...>, <...>,
представители ООО "Р" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "К" от 24.09.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "М" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству: "Многофункционального высотного жилого комплекса с подземной автостоянкой на территории ММДЦ "Москва-Сити", участок N 1", расположенного по адресу: <...> (ЦАО, Пресненский) (извещение N 32110558362), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "К" (далее - Заявитель) от 24.09.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "М" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству: "Многофункционального высотного жилого комплекса с подземной автостоянкой на территории ММДЦ "Москва-Сити", участок N 1", расположенного по адресу: <...> (ЦАО, Пресненский) (извещение N 32110558362) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "М", утвержденным решением внеочередного общего собрания участников ООО "М" (протокол от 16.09.2021 N 14) (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее - ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 16.08.2021;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 62 000 000 000 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок - 14.09.2021;
4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;
5. Дата рассмотрения заявок участников закупки - 17.09.2021;
6. К участию в Конкурсе не допущено ни одной заявки;
7. Дата подведения итогов Конкурса - 21.09.2021.
В ходе рассмотрения Жалобы 01.10.2021 Комиссией ФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.10.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Подпунктом 5 пункта 13 Документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, в том числе требование о наличии в составе заявки участника закупки решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (далее - Решение), либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого Решения установлено законодательством Российской Федерации и, если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой.
При этом Решение должно содержать указание на то, что Решение выдано для участия в закупочных процедурах и содержать сумму, на которую оно выдано.
Кроме того, вышеуказанным положением Документации закреплено следующее:
"В случае если получение указанного Решения до истечения срока подачи заявок на участие для участника закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится принятие Решения, участник закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 17.09.2021 N МС-01-08-21-02 Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи с несоответствием требованиям Документации, поскольку в составе заявки Заявителя отсутствовало Решение, либо копия такого Решения, содержащего указание на то, что оно выдано для участия в закупочных процедурах, и содержащего сумму, на которую оно выдано.
Представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что в связи с необходимостью соблюдения установленного уставом Заявителя порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится принятие Решения, Заявителем в составе заявки представлено письмо, содержащее обязательство в случае признания ООО "К" по итогам проведения закупки победителем, представить Решение до момента заключения договора.
Таким образом, по мнению представителей Заявителя, заявка ООО "К" содержала все необходимые документы для участия в закупке и соответствовала требованиям Документации.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, положения Документации, установила, что в Документации не предусмотрено предоставление сведений, подтверждающих невозможность получения Решения до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.
Кроме того, в Документации отсутствуют положения, устанавливающие право заказчика осуществить проверку возможности получения такого Решения участниками закупки.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя в связи с несоответствием указанным требованиям Документации, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
1. Признать жалобу ООО "К" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 24.09.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "М" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству: "Многофункционального высотного жилого комплекса с подземной автостоянкой на территории ММДЦ "Москва-Сити", участок N 1", расположенного по адресу: <...> (ЦАО, Пресненский) (извещение N 32110558362)) обоснованной.
2. Признать ООО "М" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 05.10.2021 N 223ФЗ-537/21.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 05.10.2021 N 223ФЗ-537/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.