Решение ФАС РФ от 08.10.2021 по делу N 28/06/105-864/2021

"О признании жалобы необоснованной: Банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе по причине отсутствия на специальном счете заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки, в результате чего заявка заявителя возвращена оператором электронной площадки"
Редакция от 08.10.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2021 г. по делу N 28/06/105-864/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ЗАО "Ф" (далее - Заявитель) на действия АО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении КГКУ "СБ" (далее - Заказчик), аукционной комиссией КГКУ "СБ" (далее - Аукционная комиссия), "К" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства "СВ" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0122200002521006021) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 06.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.10.2021

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 23.09.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 095 537 385,61 руб.;

4) источник финансирования - бюджет Хабаровского края;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.10.2021;

6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.

Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.

Частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. При этом оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:

1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.

Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Пунктом 5 правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что в целях ведения реестра банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии или днем внесения изменений в условия банковской гарантии, формирует и включает указанные в пункте 4 Правил информацию и документы в реестр.

Пунктом 2 правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 г. N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" (далее - Правила), установлено, что участник закупки в случае предоставления обеспечения заявки на участие в электронной процедуре в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки на участие в электронной процедуре направляет оператору электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 11 Правил уникальный номер реестровой записи имеет следующую структуру:

а) 1, 2, 3-й разряды - идентификационный код банка, выдавшего банковскую гарантию;

б) 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14-й разряды - идентификационный код заказчика, являющегося бенефициаром;

в) 15-й, 16-й разряды - последние две цифры года, в котором сформирована реестровая запись;

г) 17, 18, 19, 20-й разряды - порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией, осуществляемой в пределах календарного года по каждому заказчику;

д) 21-й, 22-й разряды - порядковый номер, присваиваемый каждой информации и каждому документу в реестровой записи последовательно в соответствии со сквозной нумерацией, осуществляемой в пределах реестровой записи.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, банковская гарантия признается отсутствующей в реестре в случаях:

а) отсутствия в реестре банковских гарантий уникального номера реестровой записи из такого реестра, направленного участником закупки оператору электронной площадки в соответствии с пунктом 2 правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие;

б) несоответствия суммы банковской гарантии размеру обеспечения заявок на участие в закупке, установленному в извещении об осуществлении закупки;

в) несоответствия идентификационного кода закупки, включенного в реестровую запись реестра банковских гарантий, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.10.2021 в 08:00.

Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 10 955 373,86 рублей.

На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка на участие в Аукционе.

Комиссией установлено, что Заявителем при формировании заявки на участие в Аукционе в качестве способа обеспечения заявки на участие в Аукционе указана банковская гарантия от 30.09.2021 N ЭБГ-000430, выданная АО КБ "СГ" (далее - Банковская гарантия) для целей обеспечения заявки на участие в Аукционе. Кроме того, Заявителем открыт специальный счет N 40702810846480001186 в ПАО "Р" (далее - Банк).

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что 30.09.2021 в 13:49:55 Оператору электронной площадки из ЕИС поступил пакет данных, содержащий информацию о выданной Банковской гарантии Заявителю в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, в том числе и ее уникальный реестровый номер - 0132272109307621007002.

Вместе с тем 30.09.2021 в 15:08:56 Оператору электронной площадки из ЕИС повторно поступил пакет данных, содержащий информацию о выданной Банковской гарантии Заявителю в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, с указанием уникального реестрового номера - 0132272109307621007003.

Таким образом, на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно 01.10.2021 в 08:00 у Оператора электронной площадки имелась информация о том, что в реестре банковских гарантий имеются сведения о Банковской гарантии Заявителя, выданной в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе с уникальным реестровым номером 0132272109307621007003.

Кроме того, Оператором электронной площадки 01.10.2021 направлен запрос в Банк о наличии денежных средств в качестве обеспечения заявки Заявителя на участие в Аукционе, вместе с тем Банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе по причине отсутствия на специальном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки, в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.

При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев, участниками закупок успешно поданы заявки на участие в закупках.

Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

На заседании Комиссии установлено, что 30.09.2021 в 14:09:21 Заявителем сформирована и направлена заявка на участие в Аукционе в которой указан уникальный номер реестровый записи банковской гарантии 0132272109307621007002.

Также Комиссией установлено, что при размещении сведений в реестре банковских гарантий Банком допущена техническая ошибка, а именно Банком внесены изменения в Банковскую гарантию, полученную участником закупки на обеспечение заявки на участие в Аукционе. При этом указанные изменения повлекли за собой изменения реестрового номера банковской гарантии в реестре банковских гарантий Банком. Таким образом на момент окончания срока подачи заявки на участие в Аукционе в реестре банковских гарантий содержалась информация о выданной Заявителю Банковской гарантии с указанием уникального реестрового номера - 0132272109307621007003.

При этом факт внесения Банком изменений в Банковскую гарантию Заявителя, подтверждается сведениями специализированного государственного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор".

Таким образом, учитывая, что реестровая запись Банковской гарантии Заявителя размещена в составе реестра в ЕИС - 30.09.2021 14:49, то есть до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заявителю не обеспечена возможность принять участие в Аукционе, что не соответствует части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ЗАО "Ф" необоснованной.

2. Признать нарушение части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.