Решение ФАС РФ от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, установившего в извещении о проведении запроса предложений, размещенном в ЕИС, и в документации противоречивые сведения в отношении объекта закупки, нарушают п. 2 ч. 6 ст. 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 09.09.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2021 г. по делу N 28/06/105-588/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия АО "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 2073400001221000006) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) установившего в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС, и документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения о наименовании объекта закупки;

2) неправомерно сократившего срок подачи заявок на участие в Запросе предложения;

3) неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений сведений о наименовании страны происхождения товаров;

4) установившего в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС, и документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения в отношении применения запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616);

5) неправомерно установившего запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616;

6) неправомерно установившего в документации о проведении Запроса предложений положения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570);

7) ненадлежащим образом установившего в документации о проведении Запроса предложений порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);

8) установившего в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения в отношении требования казначейского сопровождения расчетов по контракту;

9) ненадлежащим образом установившего в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений условие о согласовании плана расходов, а именно в части отсутствия срока согласования такого плана;

10) неправомерно установившего в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений условие о согласовании с Заказчиком всех поставщиков оборудования, условия поставки, шефмонтажа, пусконаладочных работ, обучения специалистов и комплектации оборудования.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.09.2021 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 09.09.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений:

1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 27.08.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 376 520 210 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "Г", КБК - 00000000000000000414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 03.09.2021;

6) на участие в Запросе предложений подана 1 заявка от ООО "Н" с предложением о цене контракта - 4 365 578 000 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Запроса предложений установлено наименование объекта закупки "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки", не соответствующее наименованию объекта закупки, указанному в документации о Запросе предложений, а именно "Выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "Г", г. Москва".

Согласно пункту 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно извещению о проведении Запроса предложений, размещенному в ЕИС, объектом закупки являются "работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки". Указанная информация размещена в разделе "Объект закупки" и строке "Наименование объекта закупки" раздела "Общая информация" извещения о проведении Запроса предложений, размещенного в ЕИС.

При этом согласно документации о Запросе предложений объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "Г", г. Москва".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Запроса предложений, размещенном в ЕИС, и в документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения в отношении объекта закупки, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в Запросе предложения.

В соответствии с частью 3 статьи 83.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок совершения действий в последний день срока. Если срок установлен для совершения какого-либо действия в последний день срока, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

На заседании Комиссии установлено, что 27.08.2021 в 18:37 Заказчиком опубликованы в ЕИС извещение о проведении Запроса предложений и документация о проведении Запроса предложений, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений установлена на 03.09.2021 до 19:00, то есть менее 5 рабочих дней.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений сведений о наименовании страны происхождения товаров.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.

Согласно части 10 статьи 83.1 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса предложений в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, не допускается.

Пунктом 2 раздела II.III документации о проведении Запроса предложений установлено требования к содержанию заявки на участие в Запросе предложений о предоставлении наименования страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Согласно документации о проведении Запроса предложений объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "Г", г. Москва".

Согласно письменным пояснениям Заказчика в проектной документации, размещенной в ЕИС, содержится информация о поставляемом оборудовании, изделиях и материалах, в связи с чем Заказчик обязан запрашивать информацию о стране происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого при выполнении работ в рамках исполнения контракта.

Вместе с тем из документации о проведении Запроса предложений, проектной документации, размещенной в ЕИС, не представляется возможным определить в отношении каких товаров необходимо предоставлять сведения о наименовании страны происхождения товара.

Таким образом, указанные действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлены в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС, и документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения в отношении применения запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренного Постановлением N 616.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Подпунктом "а" пункта 3 Постановления установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии со сведениями ЕИС закупка осуществляется по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Согласно пункту 9 информационной карты документации о проведении Запроса предложений Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с пунктом 2 Постановления N 616.

При этом в извещении о проведении Запроса предложений установлено, что в запреты на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не применяются в случаях пункта 3 Постановления N 616.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, в рамках исполнения контракта наряду с выполнением строительно-монтажных работ необходимо осуществить также поставку товаров. В отношении таких товаров Заказчиком установлены запреты на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616. Вместе с тем в отношении ряда товаров применяются положения подпункта "а" пункта 3 Постановления N 616, так как возможность применения иностранного оборудования подтверждена заключением Минпромторга России, ссылка на которое содержится в положительном заключении ФАУ "Г" от 24.07.2020 N 77-1-1-3-00-52-20, в связи с чем в извещении о проведении Запроса предложений содержит условие, допускающее исключение из установленных запретов в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616 в отношении товаров не являющимися поставляемыми в рамках исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 9.1 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений поставка технологического оборудования на объект осуществляется генеральным подрядчиком в соответствии с перечнем, указанным в проектной документации.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно проектной документации поставке подлежит подъемно-транспортное оборудование (краны подвесные однобалочные). При этом данное оборудование при приемке на склад в обязательном порядке ставится на бухгалтерский учет.

Таким образом, действия Заказчика, установившего запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений неправомерно установившего положения Постановления N 570.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.3.2 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений "в течение 60 (шестидесяти) дней с даты подписания Контракта оформить и согласовать с заказчиком приложение N 6 к контракту "Перечень видов работ, которые Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, и объем таких работ", из перечня "Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" утвержденного Постановлением N 570. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта".

Вместе с тем заказчиком по указанной закупке является Акционерное общество "Г", которое не является, государственным, муниципальным заказчиком и не заключает государственные, муниципальные контракты в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи чем требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением N 570, к закупке не применяется.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в документации о проведении Запроса предложений требования в соответствии с Постановлением N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.

В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Запроса предложений, должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

В соответствии с пунктом 24 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется:

а) в случае если , - по формуле:

;

б) в случае если , - по формуле:

;

при этом = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил;

- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Пунктом 2.1 раздела III документацией о проведении Запроса предложений установлен Показатель Критерия, согласно которому оцениваются контракты (договоры) на выполнение работ сопоставимого характера по строительству или реконструкции особо опасного, технически сложного или уникального объекта капитального строительства в соответствии с формулами, определенными пунктом 24 Правил.

Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, поскольку Заказчиком установлена формула присуждению баллов при наличии предельного значения квалификационной характеристики в документации, при этом в документации отсутствует предельное значение квалификационной характеристики, что не соответствует Правилам.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке по Показателю Критерия, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений установлены противоречивые сведения в отношении требования казначейского сопровождения расчетов по контракту.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Запроса предложений установлено требование казначейского сопровождения контракта.

При этом в документации о проведении Запроса предложений отсутствует требование о казначейском сопровождении контракта.

Вместе с тем пунктом 3.9 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что операции по зачислению и списанию целевых средств со счетов, открытых территориальным органом Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, получающих целевые средства, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых генеральному подрядчику в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством. Основанием для открытия генеральному подрядчику лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса являются договоры, соглашения, в соответствии с которыми генеральному подрядчику предоставляются целевые средства.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанное условие проекта контракта документации о проведении Запроса предложений о наличии казначейского сопровождения контракта установлено неправомерно и является технической ошибки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Запроса предложений и в документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения в отношении требования казначейского сопровождения контракта, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта документации о Запросе предложений ненадлежащим образом установлено условие о согласовании плана расходов, а именно в части отсутствия срока согласования такого плана.

Пунктом 3.3 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что до проведения оплаты по контракту, стороны обязаны согласовать план расходов. После согласования Заказчиком плана расходов, оплата производится согласно реестру платежей.

На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений не содержится информация о сроках согласования плана расходов, что ставит исполнителя в зависимость от волеизъявления Заказчика.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта документации о Запросе предложений ненадлежащим образом установлено в условие о согласовании всех поставщиков оборудования, условия поставки, шефмонтажа, пусконаладочных работ, обучения специалистов и комплектации оборудования.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275 "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" (далее - Постановление N 1275) в государственном контракте (контракте) кроме прав и обязанностей, предусмотренных пунктом 7 Постановления N 1275, по соглашению сторон могут устанавливаться иные права и обязанности головного исполнителя (исполнителя), в том числе право привлекать к исполнению государственного контракта (контракта) третьих лиц, в том числе по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком), если условиями государственного контракта (контракта) не установлен запрет на привлечение третьих лиц к его исполнению.

Пунктом 5.3.19 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что генеральный подрядчик обязуется согласовывать с Заказчиком всех поставщиков оборудования, условия поставки, шефмонтажа, пусконаладочных работ, обучения специалистов и комплектации оборудования. Не допускать отклонения от параметров, марок, моделей, и иных характеристик от проектной документации.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные положения в проекте контракта документации о Запросе предложений установлены в соответствии с потребностью Заказчика.

На заседании Комиссии установлено, что указанное требование проекта контракта документации о проведении Запроса предложений не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления N 1275.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено.

11. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события, например: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта и другие.

На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта документации о проведении Запроса предложений является график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 4). При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены требования пункта 2.9 Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

12. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 3 статьи 55.1 Закона о контрактной системе заказчик не позднее чем на следующий рабочий день после дня признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся продлевает срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на десять дней с даты размещения соответствующего извещения, если такой конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не подано ни одной такой заявки;

2) частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком конкурсе всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в нем;

3) частью 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия отклонила все такие заявки.

В соответствии с частью 4 статьи 55.1 Закона о контрактной системе если в результате продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основаниям, указанным в части 3 статьи 55.1 Закона о контрактной системе, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком 15.01.2021 размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме (номер извещения в ЕИС - 2073400001221000001) на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "Г", г. Москва" (далее - Конкурс), на участие в Конкурсе подано 2 заявки, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.

При этом Заказчиком не продлевался срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

Также по результатам проведения Конкурса Заказчиком не заключен контракт с единственным участником, признанным соответствующим требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения закупки путем запроса предложений в электронной форме, при этом такое основание, как признание Конкурса несостоявшимся в связи с уклонением победителя от заключения контракта без продления срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения запроса предложений в электронной форме.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 3, пунктов 2, 7 части 6 статьи 83.1, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.