Решение ФАС РФ от 20.07.2018 по делу N 18/44/105/910

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 20.07.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2018 г. по делу N 18/44/105/910

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы судебных приставов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта выполнение работ по капитальному ремонту административного здания ФССП России расположенного по адресу: <...> (номер извещения: 0173100012618000023) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в закупке;

2. в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

3. в локально-сметных расчетах неправомерно не предусмотрены работы (услуги) по вывозу мусора;

4. в составе документации об Аукционе неправомерно не представлено экспертное заключение.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.06.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 46 329 370,06 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -13.07.2018;

5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся, поскольку на участие в закупке не подано ни одной заявки.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в закупке, а именно отсутствует возможность указания участниками закупки крайних значений показателей товаров при указании в составе заявки сведений о товарах, используемых при выполнении работ.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 3.2 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению участниками Аукциона первой части заявки, а именно: "Под конкретными показателями товара, которые участник закупки обязан указать в первой части заявки на участие в аукционе, понимаются показатели, не допускающие двусмысленного толкования их значений и однозначно дающие возможность определить, какими конкретными характеристиками будет обладать товар. Значения должны быть точными, конкретными и не сопровождаться словами: "максимальное значение", "минимальное значение", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "не выше", "не позднее", "ранее", "не ранее", "шире", "уже", "или аналог", "типа", "или аналогичного типа", "или эквивалент", "или", "и/или", "должно превышать", "не должно превышать", "не превышает", "в пределах", "должно быть более", "должно быть не более", "не должно быть более", "не должно быть менее", "должно быть не менее", "должно быть не ниже", "значение не может изменяться", "вариант исполнения", а так же производными от этих слов. Для каждого показателя товара, для которого Заказчиком в ТЗ Заказчика установлено(ы):

- минимальные и/или максимальные значения - конкретное значение показателя из указанного диапазона;

- значение, которое не может изменяться - значение показателя, установленное Заказчиком в той формулировке, которая использована Заказчиком при указании значения показателя".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки не противоречит требования Закона о контрактной системе. В случае, если инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе не установлены требования к указанию крайних значений, участник закупки вправе их указать.

При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки препятствует надлежащему оформлению заявок участниками и ограничивает их количество.

Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из пояснения Заявителя следует, что в проектно-сметной документации (Раздел N 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений") содержится описание автоматической пожарной сигнализации, в связи с чем, в документации об Аукционе необходимо установить требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно пункту 3.1. раздела 3 документации об Аукционе при формировании начальной (максимальной) цены контракта локально-сметный расчет N 02-01-13 "Система пожаротушения" не учитывался, а также этапами работ и планом графиком производства работ, предусмотренными техническим заданием документации об Аукционе, работы, связанные с пожаротушением не предусмотрены, в связи с чем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих, что в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.

3. Согласно доводу Заявителя, в локально-сметных расчетах неправомерно не предусмотрены работы (услуги) по вывозу мусора, в связи с чем не представляется возможным сформировать цену государственного контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что работы по вывозу и утилизации мусора не являются отдельными видами услуг при проведении указанных в документации об Аукционе работ, в связи с чем раздел сметной документации по вывозу и утилизации мусора не разрабатывался.

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что расходы, связанные с вывозом и утилизацией мусора учтены в разделе "Демонтажные работы", а также Заказчиком в полном объеме размещена проектно-сметная документация, позволяющая сформировать цену потенциального участника закупки.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.

4. Согласно доводу Заявителя, в составе документации об Аукционе неправомерно не представлено экспертное заключение.

Представители Заказчика на заседании Комиссии представили документы и пояснили, что проектно-сметная документация, ее состав и содержание прошли соответствующую государственную экспертизу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации у Заказчика отсутствует обязанность размещать соответствующую государственную экспертизу в составе документации об Аукционе.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.

5. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 17.07.2018 N 18/44/105/879 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а также частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте государственного контракта пеней в отношении заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом и в не установлении в проекте государственного контракта размера штрафа, начисляемого за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных государственным контрактом. На основании Решения, Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 17.07.2018 N 18/44/105/879, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 17.07.2018 N 18/44/105/879 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.