Указание Генпрокуратуры РФ от 12.08.96 N 49/7

"О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе"
Редакция от 12.08.1996 — Действует

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 12 августа 1996 г. N 49/7

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

За последнее время коррупция получила широкое распространение, она тесно переплетается с организованной преступностью и свидетельствует об активном проникновении криминальных структур в различные эшелоны исполнительной власти, государственные органы. Многие предприниматели наталкиваются на искусственные препятствия в решении производственных вопросов на всех уровнях власти, для преодоления которых они прибегают к подкупу. Наиболее часто используется подкуп при получении кредитов, субсидий, помещений в аренду, лицензировании, регистрационных мероприятиях. Серьезную опасность представляют сращивание государственных и коммерческих структур, факты корыстных злоупотреблений в правоохранительных органах и контролирующих органах власти и управления. Укоренилась незаконная практика вхождения руководящих работников органов власти в число учредителей коммерческих структур. Коррупция должностных лиц создает предпосылки для хищнического растаскивания национального достояния, контрабанды, незаконного вывоза за границу стратегического сырья и невосполнимых природных ресурсов, уклонения от уплаты налогов, различного рода финансовых махинаций.

Между тем многие прокуроры недооценивают опасность разложения органов государственной и муниципальной служб, их сращивания с коммерческими структурами, неэффективно используют свои полномочия для выяснения и пресечения фактов коррупции, нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, привлечения виновных к установленной законом ответственности, примиренчески относятся к низкой результативности оперативно-розыскных служб (МВД, ФСБ, ФСНП), контролирующих органов, серьезным недостаткам в организации раскрытия и расследования должностных преступлений.

В связи с изложенным

предлагаю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Федерации, военным и иным специализированным прокурорам принять решительные меры к усилению борьбы с коррупцией, своевременному выявлению и пресечению корыстных злоупотреблений служебными полномочиями государственными и муниципальными служащими, повышению уровня организации и осуществления надзора за исполнением законодательства в системе государственной, муниципальной, воинской службы.

Работу на этом важнейшем направлении прокурорской деятельности проводить в координации и деловом взаимодействии со всеми правоохранительными органами и контролирующими органами. Систематически проводить совместный анализ состояния законности, эффективности использования предусмотренных законом средств предупреждения проявлений коррупции. Обсуждать на координационных совещаниях правоприменительную практику. Делать практические выводы из материалов конкретных уголовных дел о взяточничестве, других корыстных злоупотреблениях. Разработать на этой основе и осуществлять согласованные действия по предупреждению коррупционных правонарушений.

2. Осуществлять надзор за исполнением Федеральных законов "Об основах государственной службы Российской Федерации", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об общих принципах организации местного самоуправления" и иного законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, особое внимание обращать на соблюдение обязательного представления государственными служащими при назначении на должность сведений о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательств финансового характера.

3. Безотлагательно рассматривать поступившие в прокуратуру материалы о фактах нарушений, неисполнении или ненадлежащем исполнении законов должностными лицами системы государственной и муниципальной службы, создающих условия для коррупции и злоупотреблений, и принимать по ним соответствующие решения о привлечении виновных к административной или уголовной ответственности.

Для пресечения и предупреждения нарушений законности, коррупционных проявлений максимально использовать средства прокурорского реагирования, в том числе предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06.06.96 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" полномочия, вносить представления о назначении, вплоть до освобождения от занимаемой должности независимо от порядка ее замещения, руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нарушающих федеральные законы, указы Президента Российской Федерации.

4. Обеспечивать действенность надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о фактах должностных преступлений. Строго соблюдать установленный порядок проверки не реже одного раза в месяц исполнения законов о приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о таких преступлениях.

При осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью особое внимание обращать на полноту проверок информации о готовящихся и о совершенных должностных преступлениях.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации держать под личным контролем организацию расследования наиболее актуальных дел о должностных преступлениях руководящих работников органов власти, сотрудников правоохранительных органов.

Расследование дел о взяточничестве поручать квалифицированным следователям, а наиболее сложные и актуальные дела передавать в производство следователей прокуратур субъектов Российской Федерации. Принимать своевременные меры к пресечению незаконного воздействия на следователей и прокуроров с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу решения.

Проверять законность освобождения от уголовной ответственности должностных лиц по нереабилитирущим основаниям в месячный срок со дня принятия решения нижестоящими прокурорами.

6. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управлению по надзору за расследованием преступлений, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, Главной военной прокуратуре, второму управлению при выездах в прокуратуры республик, краев, областей, военные и специализированные прокуратуры изучать организацию работы по борьбе с коррупцией, оказывать практическую помощь в обеспечении комплексного подхода, взаимодействии всех отраслей прокурорского надзора, в постановке профессиональной учебы прокурорско-следственных кадров.

7. Прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокуратурам информировать о проведенной работе Генеральную прокуратуру Российской федерации раз в полугодие.

8. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Катышева М.Б., Давыдова В.И., Паничева В.Н.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов.

 
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действующий государственный
советник юстиции
Ю.И. СКУРАТОВ