Решение ФАС РФ от 19.10.2021 по делу N 28/06/105-973/2021

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 19.10.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2021 г. по делу N 28/06/105-973/2021

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "КА" (далее - Заявитель) на действия ППК "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией ППК "Единый заказчик в сфере строительства (далее - Единая комиссия), АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, реконструкции и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Реконструкция здания филиала ФКП "Российская государственная цирковая компания" - "Волгоградский государственный цирк" по адресу: <...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0995400000221000036) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком в документации о Запросе предложений ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки в отношении членства в саморегулируемой организации (далее - СРО);

2) Заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения запроса предложений в электронной форме.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 19.10.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 04.10.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 101 888 813,30 рублей;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 7270801111A100400414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 12.10.2021.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о Запросе предложений ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, а именно неправомерно установлено требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, участник в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

На заседании Комиссии установлено, что в пункте 19.1 информационной карты документации о проведении Запроса предложений Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

"- участник должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 и статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

- участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 и статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Пунктом 8.3.15 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений подрядчик обязан "выполнить все Работы по настоящему Контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядчиков, имеющих соответствующие допуски и лицензии".

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование в документации о проведении Запроса предложений о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования на участие в Запросе предложений не соответствуют части 6 статьи 31, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной, системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к участникам закупки на участие в Запросе предложений нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 Закона о контрактной системе, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 01.12.2024 Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией о Запросе предложений объектом закупки является выполнение работ по проектированию, реконструкции и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Реконструкция здания филиала ФКП "Российская государственная цирковая компания" - "Тверской государственный цирк" по адресу: <...>".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.08.2021 N 2313-р внесены изменения в перечень объектов капитального строительства в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2020 N 2788-р (далее - Перечень), осуществляется путем проведения запроса предложений в электронной форме.

На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный объект закупки входит в Перечень, в связи с чем Заказчиком осуществлена закупка путем проведения запроса предложений.

При этом представитель Заявителя не предоставил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.

Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:

3. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 19.9 информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнители) (далее - Реестр) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица не соответствует требованиям действующей редакции Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям ЕИС извещение о проведении Конкурса N 0995400000221000036 размещено 04.10.2021.

Вместе с тем в документации о Запросе предложений содержится требование к участникам закупки об отсутствии в Реестре информации об участнике закупки в редакции не действующей на момент размещения извещения об осуществлении запроса предложений.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "КБ" обоснованной в части установления ненадлежащим образом требования к участникам закупки в отношении членства в СРО.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа материалы от 19.10.2021 по делу N 28/06/105-973/2021 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.