Решение ФАС РФ от 22.10.2021 по делу N П-154/21

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 22.10.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2021 г. по делу N П-154/21

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "В" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение неисключительных срочных прав (аренда) на программное обеспечение для проведения 2D и 3D бассейнового моделирования, включающего в себя построение структурной, литологической, термобарической модели, восстановление истории осадконакопления, оценку генерации и аккумуляции углеводородов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100135321000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно разместившего в ЕИС ненадлежащее обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (далее - Обоснование) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе проведения внеплановой проверки 20.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.10.2021.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.09.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 74 324 284,71 рублей;

4) источник финансирования - субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, КБК - 00000000000000000510;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2021;

6) на участие в Аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;

7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 15.09.2021;

8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения первых частей заявок принято решение о допуске 1 заявки к участию в Аукционе;

9) победителем Аукциона признано ООО "Т" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 74 324 284,71 рублей;

10) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 29.09.2021 N 0373100135321000019-0767715-01 (номер реестровой записи 1772033029121000031) по цене в размере 74 324 284,71 рублей.

Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком неправомерно размещено в ЕИС ненадлежащее Обоснование в соответствии с Постановлением N 1236.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в документации об электронном аукционе

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливается в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).

Объектом закупки согласно документации об Аукционе является приобретение неисключительных срочных прав (аренда) на программное обеспечение для проведения 2D и 3D бассейнового моделирования, включающего в себя построение структурной, литологической, термобарической модели, восстановление истории осадконакопления, оценку генерации и аккумуляции углеводородов.

Согласно сведениям ЕИС Заказчиком размещено Обоснование на основании подпункта "б" пункта 2 Порядка.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком в Обосновании осуществлено соотношение требуемого к закупке программного обеспечения с внесенным в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минцифры России (далее - Реестр) программным пакетом моделирования осадочных бассейнов и углеродных систем "МОБиУС" (далее - Программный пакет "МОБиУС"), поскольку в Российской Федерации отсутствуют производители российского программного обеспечения, включенного в Реестр, которое необходимо к поставке в силу специфики закупаемой продукции, а именно выполнения геологоразведческих работ в соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.12.2019 N 560.

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым, описание возможностей Программного пакета "МОБиУС", указанным на сайте официального представителя "https://sbmg.ru", не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе, а именно требованию "Возможность построения 2D и 3D моделей", а также ряду иных характеристик.

Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что указанные в Обосновании требования к Программному пакету "МОБиУС" не соответствуют действительности, поскольку согласно сайту производителя "http://мобиус.гео.рф" Программный пакет "МОБиУС" содержит вышеуказанные требования к программному обеспечению, а также обеспечивает выполнение геологоразведческих работ в том числе по 2D и 3D моделированию.

Комиссией установлено, что Программный пакет "МОБиУС" включен в Реестр приказом Минцифры России от 08.04.2021 N 353.

При этом согласно Реестру описание функциональных характеристик программного обеспечения и информация, необходимая для установки и эксплуатации вышеуказанного программного обеспечения, содержится на официальном сайте производителя "https://мобиус-гео.рф".

Вместе с тем на сайте производителя переход осуществляется на сайте Минцифры России "https://digital.gov.ru/ru/".

С учетом изложенного, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о несоответствии Программного пакета "МОБиУС" требованиям для выполнения геологоразведческих задач и документации об Аукционе, поскольку особенности функционирования программного обеспечения не связаны с информационными технологиями, при этом связаны с особенностями выполнения геологоразведческих работ, геологическим изучением недр и соответствующим законодательством Российской Федерации, и требуют специальных познаний в данной сфере.

Кроме того, согласно Обоснованию классами программного обеспечения, которым должно соответствовать программное обеспечение являются: "Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных", "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач".

При этом на заседании Комиссии установлено, что по вышеуказанным классам в Реестре содержится информация о более чем трех тысячах наименованиях российского программного обеспечения, при этом Заказчиком в Обосновании не проведен сравнительный анализ указанного российского программного обеспечения.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Обоснование, предусмотренное Постановлением N 1236.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.

3. Передать материалы дела от 22.10.2021 N П-154/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.