ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2018 г. по делу N 18/44/105/802
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СНГС" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству комплекса общежитий с реконструкцией существующих зданий для МГТУ им. Н.Э. Баумана г. Москва (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100076518000246) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком нарушены условия исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Заказчиком не проведены общественные обсуждения.
3. Из положений документации о Запросе предложений не представляется возможным однозначным образом определить объем работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 28.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 131 531 150 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 03.07.2018;
5) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о Запросе предложений, Закона о контрактной системе;
6) Победителем Запроса предложений признано ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-6".
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушены условия исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком нарушены условия исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заключенного по итогам проведения электронного Аукциона с номер извещения 0373100076516000145.
Вместе с тем, Заявителем обжалуются положения документации по Запросу предложений с номером извещения 0373100076518000246.
Таким образом, довод Заявителя об исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам закупок, регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем у ФАС России отсутствуют полномочия давать оценку правоотношениям, возникающим между участником закупки и заказчиком при исполнении контракта. Разрешение указанных споров осуществляется арбитражными судами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у ФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению доводов в отношении действий Заказчика при исполнении заключенного контракта.
2. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:
а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
б) в рамках государственного оборонного заказа;
в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе без изменения объекта закупки), запроса предложений.
Согласно извещению, способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является Запрос предложений, следовательно, проведение обязательных общественных обсуждений не требуется.
3. Согласно доводу Заявителя, из положений документации о Запросе предложений не представляется возможным однозначным образом определить объем работ.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в документации о Запросе предложений размещены все существенные условия обязательств, в том числе предмет закупки (описание объекта закупки), позволяющий определить в том числе объем подлежащих выполнению работ.
Также, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что описание объекта закупки осуществлялось с учетом потребности Заказчика, сформированной в соответствии с размещенной в ЕИС проектно-сметной документацией на основании положительного заключения государственной экспертизы ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" N 1259-14/ГГЭ-9323/05, N 1260-14/ГГЭ-9325/10 от 16.10.2014 и N 1696-15/ГГЭ-9325/05, N 1697-15/ГГЭ-9325/10 от 14.12.2015.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса.
В соответствии со статьей 192 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Согласно сведениям, размещенным ЕИС, извещение размещено в ЕИС 28.06.2018 с указанием даты окончания подачи заявок 03.07.2018 до 10:00 (по московскому времени).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Запросе предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г., не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Вместе с тем, из документации о Запросе предложений не представляется возможным определить наличие в положениях указанной документации перечня возможных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, Таким образом, действия Заказчика, нарушают части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 10 статьи 83 Закона о контрактной системе участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются.
Пунктом 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно пункту 15 информационной карты документации о Запросе предложений установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 16 документации о Запросе предложений установлены требования к составу второй части заявок на участие в Аукционе, в числе которых следующие требования:
- выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58.
Согласно выписке из протокола проведения запроса предложений от от 03.07.2018 N ВПП 1 заявка участника закупки ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-6" (Победитель) признана соответствующей требованиям документации о Запросе предложений, Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно представленной заявке вышеуказанного участника закупки, из выписки из реестров членов саморегулируемой организации от 03.07.2018 N 000821, а также согласно сведениям, размещенным в едином реестре членов саморегулируемой организации http://reestr.nostroy.ru/reestr, что следует, что у указанного участника закупки отсутствует право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, признавшей заявку участника закупки ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-6" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации о Запросе предложений нарушают часть 10 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации о Запросе предложений установлен, в том числе критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 1 заявки на участие в Запросе предложений содержит, в том числе показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) в рамках которых установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
"Под сопоставимым характером понимается выполнение участником работ по строительству в качестве генерального подрядчика успешно введенных в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского строительства за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений. Под сопоставимым объемом понимается стоимость выполненных участником работ по контрактам (договорам), каждый из которых заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводиться закупка (оцениваются только исполненные контракты (договора)). Сведения об опыте выполнения работ подтверждаются представлением следующих документов:
- контракты (договоры) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, акты приемки по форме Приложения к распоряжению Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. N 396-РП и/или акты приемки по форме КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, или акты приемки по форме иных субъектов Российской Федерации (промежуточные акты по форме КС-2 не считаются такими актами), итоговая справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100, и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по данным контрактам (договорам)".
Учитывая отсутствие обязательных требований о форме к актам приемки, Комиссия приходит к выводу о том, что оценка сведений по Показателю N 1, согласно которому оцениваются контракты (договоры) с приложением исключительно актов приемки по форме Приложения к распоряжению Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. N 396-РП и/или акты приемки по форме КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а и (или) по иной форме, может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Запросе предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "СНГС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 83, пункта 7 части 6 статьи 83, части 10 статьи 83, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 05.07.2018 N 18/44/105/803, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 05.07.2018 N 18/44/105/803 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.