Решение ФАС РФ от 05.06.2018 по делу N 18/44/105/619

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 05.06.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2018 г. по делу N 18/44/105/619

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу РОО ОО "С" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объектов капитального строительства: "Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы. Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173200001418000663) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием вместо электронного аукциона.

2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку неправомерно оценивается опыт выполнения работ, отсутствие которого является основанием для отклонения заявки на стадии предквалификационного отбора, а также отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленными сведениями по указанном критерию.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение подрядных работ на объектах, расположенных в разных административных округах г. Москвы, что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 29.05.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 473 597 852 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.06.2018.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием вместо электронного аукциона.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).

В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Следовательно, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий, при этом выделение ценового критерия не служит единственным основанием для выбора указанного способа определения подрядчика.

При этом работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту иных объектов, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, не могут закупаться путем проведения конкурса с ограниченным участием.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по строительству объектов капитального строительства: "Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы. Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 473 597 852 рубля.

Как следует из письменных возражений на жалобу способ определения подрядчика установлен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по строительству объектов капитального строительства: "Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы. Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы".

Кроме того, в рамках предмета контракта следует выполнить следующие виды работ, в том числе:

В рамках реконструкции Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы:

- Строительно-монтажные работ по сооружению эстакады на пересечении Щелковского шоссе и 9-ой Парковой улицы;

- Сооружение подпорной стены для эстакады на пересечении Щелковского шоссе и 9-ой Парковой улицы;

- Реконструкция подземного пешеходного перехода 3/3 с инженерным обеспечением (выход из станции метро "Щелковская").

По объекту "Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе: по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы":

- Выполнение строительно-монтажных работ и облицовка керамической плиткой в подземном пешеходном переходе N 7 (удлинение) по адресу: Щелковское шоссе, у дома N 1;

- сооружением надземного пешеходного перехода N 4 по адресу: у гостиницы "И".

Таким образом, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа, закупка осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием, поскольку закупаемый объект в соответствии положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил сведений подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку неправомерно оценивается опыт выполнения работ, отсутствие которого является основанием для отклонения заявки на стадии предквалификационного отбора, а также отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленными сведениями по указанном критерию.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.

В информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

1) Цена контракта - значимость критерия 80%, коэффициент значимости 0,8, максимальное количество баллов 100;

2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,1, максимальное количество баллов 100.

3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 10%, коэффициент значимости 0,1, максимальное количество баллов 100.

По показателю N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема". Под сопоставимым характером понимается выполнение участником работ по строительству в качестве генерального подрядчика введенных в эксплуатацию автомобильных дорог и/или объектов инфраструктуры автомобильного транспорта и/или искусственных дорожных сооружений за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Под сопоставимым объемом понимается стоимость выполненных участником работ по контрактам (договорам), каждый из которых, заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводиться закупка (оцениваются только исполненные контракты (договора)). Под успешным выполнением работ понимается отсутствие у участника закупки со стороны Заказчиков штрафных санкций, а также отсутствие у участника фактов претензионной работы со стороны Заказчиков и третьих лиц при исполнении ранее заключенных контрактов (договоров).

Сведения об опыте выполнения работ подтверждаются представлением следующих документов:

- контракты (договоры) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, акты приемки по форме КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, или акты приемки по форме Приложения к распоряжению Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. N 396-РП или акты приемки по форме иных субъектов Российской Федерации (промежуточные акты по форме КС-2 не считаются такими актами), итоговая справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по данным контрактам (договорам). Сведения предоставляются в соответствии с приложением N 3 к заявке на участие в конкурсе, приведенным в части VI "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что к участникам закупки установлены следующие дополнительные требования (пункт 15 информационной карты Конкурсной документации) о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.

Таким образом, согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа, как указано выше содержание дополнительных требований к участникам закупки отличается от предмета оценки по Критерию N 2, при этом по Критерию N 2 баллы присваиваются по формуле, а не по шкале.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил документов и информации, свидетельствующих об обоснованности довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение подрядных работ на объектах, расположенных в разных административных округах г. Москвы, что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по строительству объектов капитального строительства: "Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы. Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 473 597 852 рубля.

Как следует из письменных возражений на жалобу формирование объекта закупки осуществлялось в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по строительству объектов капитального строительства: "Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы. Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы".

Кроме того, в рамках предмета контракта следует выполнить следующие виды работ, в том числе:

В рамках реконструкции Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца по адресу: Красносельский район, ЦАО города Москвы, районы Сокольники, Преображенское, Гольяново, Северное Измайлово, ВАО города Москвы:

- Строительно-монтажные работ по сооружению эстакады на пересечении Щелковского шоссе и 9-ой Парковой улицы;

- Сооружение подпорной стены для эстакады на пересечении Щелковского шоссе и 9-ой Парковой улицы;

- Реконструкция подземного пешеходного перехода 3/3 с инженерным обеспечением (выход из станции метро "Щелковская").

По объекту "Северо-Восточная хорда. Участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе: по адресу: районы Измайлово, Преображенское, ВАО города Москвы":

- Выполнение строительно-монтажных работ и облицовка керамической плиткой в подземном пешеходном переходе N 7 (удлинение) по адресу: Щелковское шоссе, у дома N 1;

- сооружением надземного пешеходного перехода N 4 по адресу: у гостиницы "И".

Также представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при формировании объекта закупки руководствовались технологической связью вышеуказанных работ, в том числе экономической целесообразностью. При этом включенные в объект закупки услуги имеют единое назначение и составляют комплекс строительно-монтажных работ и указанные работы имеют функциональную связь между собой.

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что на проектную документацию выдано положительное заключение ГАУ города Москвы "М" рег. N 2-1-0548-17.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил сведений подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

Признать жалобу РОО ОО "С" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.