ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2018 г. N 223ФЗ-368/18
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "К" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседания Комиссии - <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО "К" от 15.05.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку совместимых картриджей для нужд УФПС Белгородской области - филиала ФГУП "П" (извещение N 31806277309), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "К" (далее - Заявитель) от 15.05.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку совместимых картриджей для нужд УФПС Белгородской области - филиала ФГУП "П" (извещение N 31806277309) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "П", утвержденным приказом ФГУП "П" от 21 августа 2015 г. N 404-п (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
23.03.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
- начальная (максимальная) цена договора - 5 009 546,29 рублей;
- дата окончания подачи заявок - 07.05.2018;
- дата подведения итогов Аукциона - 16.05.2018.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
- Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 10.05.218 N SBR035-180015328200044/31806277309 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 17.2 Положения о закупке ввиду несоответствия предложенных Заявителем в техническом предложении характеристик товара требованиям, установленным в Техническом задании Документации.
В соответствии с пунктом 6.2.2 Документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:
- непредоставления сведений, предусмотренных пунктом 3.1.2 Документации, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной пунктом 3.1.2 Документации, требованиям документации.
Аналогичные положения установлены в пункте 17.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 3.1.2 Документации, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать информацию, указанную в пункте "Первая часть заявки" Информационной карты.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Информационной карты Документации, подача участником закупки заявки на участие в Аукционе является согласием такого участника на поставку товара, указанного в документации о закупке. Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
- конкретные показатели, соответствующие показателям соответствия, установленным в Части III Документации, по рекомендуемой форме, представленной в приложении N 1 к Информационной карте. Участник вправе указать торговую марку и модель.
Разделом 1 Приложения N 1 к Информационной карте Документации установлены технические и функциональные характеристики по позиции "MLT D203S", в том числе, установлено: "ресурс страницу - 3000".
Согласно представленным на заседание Комиссии ФАС России материалы, Заявителем в техническом предложении по позиции "MLT D203S" установлено: "ресурс страницу - 1500", в связи с чем заявка Заявителя не соответствует требованиям Документации и подлежит отклонению на основании пункта 17.2 Положения о закупке. При этом заявка Заявителя не соответствует иным аналогичным требованиям технического задания Документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 12.8 Документации замена лица, уполномоченного на ведение всех финансовых операции, включая платежи, документооборот и иные взаиморасчеты с Заказчиком, осуществление ведения бухгалтерского учета, оформление первичных документов, исполнение обязанностей налогоплательщика, осуществление документооборота в порядке, определенном договором, включая, но не ограничиваясь выставлением актов, счетов, счетов-фактур, подписание предоставлять, получать документы, а также совершать иные действия от имени коллективного участника, связанные с исполнением договора, допускается только с письменного согласия Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Документацией неправомерно установлено вышеуказанное требование, так как участник закупки, отвечающий установленным Документацией требованиям, является субъектом предпринимательской деятельности, который вправе самостоятельно выбирать лидера такого участника, а также производить его замену в связи с чем установление Заказчиком в Документации условия о согласования замены лидера коллективного участника ограничивает такого участника в осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2.3.2 пункта 2.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
- Признать жалобу ООО "К" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 15.05.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку совместимых картриджей для нужд УФПС Белгородской области - филиала ФГУП "П" (извещение N 31806277309) необоснованной.
- Признать в действиях ФГУП "П" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- Выдать ФГУП "П" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 28.05.2018 N 223ФЗ-368/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.