Решение ФАС РФ от 05.06.2018 по делу N П-58/18

"О признании жалобы обоснованной: действия организатора закупки нарушают ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 05.06.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2018 г. по делу N П-58/18

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Счетной палаты Российской Федерации, содержащее информацию о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Заявитель) в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (далее - Организатор закупки) при проведении Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) запроса предложений на выполнение работ по реконструкции здания по адресу: <...> для организации Центра доклинических трансляционных исследований для нужд ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава Росси (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100108217000163) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Заказчиком, Организатором закупки Запроса предложений.

Согласно обращению, Организатором закупки при исполнении государственного контракта заключены дополнительные соглашения, изменяющие его существенные условия.

Представитель Организатора закупки на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Организатора закупки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено 29.04.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 769 334 807,88 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 05.05.2017;

5) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;

6) по итогам Запроса предложений заключен государственный контракт с ООО "С" по цене 769 299 000, 00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, указанными положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок определены существенные условия государственного контракта, в числе которых условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, изменение которых осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что положениями документации о Закупке и Контрактом не предусмотрена выплата аванса.

Вместе с тем, дополнительным соглашением от 29.09.2017 N 2 к государственному контракту от 18.05.2017 N 163-ЗП-17 Заказчиком внесены внесены изменения в порядок оплаты работ, предусмотренных государственным контрактом, а именно пункт 3.1 изложен в следующей редакции: "3.1.1. Государственным Заказчиком предусмотрен аванс в размере 76 929 900, 00 рублей, в том числе НДС 18% - 11 735 069,49 рублей", а также пункт 5.1 изложен в редакции: "Авансовый платеж в сумме 76 929 900, 00 рублей производится на основании выставленного Подрядчиком счета в течение 20 банковских дней с даты выставления счета.

Последующая оплата за выполненные работы осуществляется после подтверждения выполнения работ в объеме произведенных авансовых платежей".

Кроме того, дополнительным соглашением от 29.11.2017 N 4 к государственному контракту от 18.05.2017 N 163-ЗП-17 Заказчиком внесены изменения в порядок оплаты работ, предусмотренных государственным контрактом, а именно пункт 3.1.1 изложен в следующей редакции: "3.1.1. Государственным Заказчиком предусмотрен аванс в размере 226 933 480, 00 рублей, в том числе НДС 18% - 34 616 971,53 рублей", а также пункт 5.1 изложен в редакции: "Авансовый платеж в сумме 226 933 480,00 рублей производится на основании выставленного Подрядчиком счета в течение 20 банковских дней с даты выставления счета. Последующая оплата за выполненные работы осуществляется после подтверждения выполнения работ в объеме произведенных авансовых платежей".

При этом, представителями Организатора закупки на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих наступление случаев, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатором закупки в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе заключены дополнительными соглашения, изменяющие существенные условия государственного контракта.

Действия Организатора закупки образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Организатора закупки нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы от 05.06.2018 по делу П-58/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.