Решение ФАС РФ от 30.05.2018 по делу N 18/44/99/267

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 30.05.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2018 г. по делу N 18/44/99/267

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Н" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (далее - Заказчик), при осуществлении Заказчиком закупки у единственного поставщика на право заключения контракта на оказание услуг почтовой связи для нужд федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества (номер извещения - 0173100004718000004) (далее - Закупка у единственного поставщика), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Закупки у единственного поставщика.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшим способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком в один объект закупки одновременно включены услуги общедоступной почтовой связи, которые относятся к деятельности субъектов естественных монополий, так и услуги, не относящиеся к деятельности субъектов естественных монополий.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения обращения Заявителя 29.05.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения довод, изложенных в обращении Заявителя Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.05.2018.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.05.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Закупка у единственного поставщика;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 033 983 800 рублей;

4) 28.05.2018 по результатам проведения закупки Заказчиком заключен государственный контракт с ФГУП "П" по цене 2 033 983 800 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком в один объект закупки одновременно включены услуги общедоступной почтовой связи, которые относятся к деятельности субъектов естественных монополий, так и услуги, не относящиеся к деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе при осуществлении закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.

Согласно извещению о проведении закупки, "закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление Правительства N 637) утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее - Перечень).

Согласно Перечню услуги по пересылке почтовых отправлений (корреспонденции) относятся к услугам общедоступной почтовой связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что перечень услуг, оказываемых по контракту Закупки у единственного поставщика, установлен Заказчиком не в противоречии требований Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 637, а также, что указанные услуги по пересылке почтовых отправлений являются единым технологическим процессом, подразумевающим под собой комплекс неразрывно связанных между собой услуг, которые выполняются одним оператором связи.

Вместе с тем, исходя из пояснений и сведений, представленных Заявителем в обращении, Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод, о том, что обжалуемые действия Заказчика не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Извещение размещено Заказчиком в ЕИС 22.05.2018, при этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что государственный контракт заключен 28.05.2018.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Учитывая, что регламентированный частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе срок, ранее которого Заказчик не должен заключать контракт по итогам проведения Закупки у единственного поставщика, приходится на нерабочий день, а, следовательно, переносится на следующий за ним рабочий день, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего контракт 28.05.2018, то есть ранее срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, не соответствуют части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе

2. В связи с тем, что по результатам проведения Закупки у единственного поставщика заключен государственный контракт, предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.