Решение ФАС РФ от 19.01.2022 по делу N 28/06/105-71/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 19.01.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2022 г. по делу N 28/06/105-71/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии - начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дубовкиной Е.С.,

членов Комиссии:

начальника отдела рассмотрения жалоб N 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Андреевой С.С.,

ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб N 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Мерета А.В.,

при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Федерального агентства "В" Ф., представители АО "С", ООО "К" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства "В" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание транспортных услуг (подрядчика, исполнителя) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100010122000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Аукциона (в ред. от 10.01.2022) дополнительные требования к участникам закупки;

2) ненадлежащим образом установившего в проекте государственного контракта (в ред. от 10.01.2022) ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.01.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.01.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.01.2022 (далее - Извещение);

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 101 996 640 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05204062840290020244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 18.01.2022;

6) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 18.01.2022;

7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, принимавших участие в процедуре подачи предложений о цене контракта, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона;

8) победителем Аукциона признано ООО "Г" с минимальным предложением о цене контракта в размере 101 486 656,80 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в Извещении (в ред. от 10.01.2022).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Пунктом 4 приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

Согласно пункту 19 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок, предъявляется требование о наличии опыта исполнения договора на оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, к участникам закупки предъявляется требование о наличии на праве собственности и (или) на ином законном основании судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).

Согласно Извещению (в ред. от 10.01.2022) Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 19 приложения к Постановлению N 2571.

При этом Заказчиком в ЕИС размещен электронный документ "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" (в ред. от 10.01.2022), согласно которому Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссия, изучив "Описание объекта закупки", включенное в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" (в ред. от 10.01.2022), установила, что в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, не предполагается оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок, а также выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов. При этом объектом закупки является оказание транспортных услуг, а именно предоставление Заказчику транспортных средств (легковых автомобилей в кузове сдан) с экипажем с начальной (максимальной) ценой государственного контракта в размере 101 996 640 рублей.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что к участникам Аукциона ошибочно установлены дополнительные требования, указанные в приложении к Постановлению N 2157, в связи с чем верным необходимо считать исключительно дополнительные требования, предусмотренные частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Извещении (в ред. от 10.01.2022) неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании Постановления N 2157.

При этом Заказчиком в целях устранения указанной технической ошибки 13.01.2022 внесены изменения в Извещение.

Вместе с тем, Комиссия, изучив Извещение (в ред. от 13.01.2022) установила, что Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 4 Постановления N 2571.

При этом также в Извещении (в ред. от 13.01.2022) к участникам закупки установлено, в том числе следующее дополнительное требование:

"Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ - дополнительная информация к требованию отсутствует;

Требования в соответствии с пунктом 3 ПП РФ от N".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что к участникам Аукциона вновь ошибочно установлены дополнительные требования, указанные в приложении к Постановлению N 2157, в связи с чем верным необходимо считать исключительно дополнительные требования, предусмотренные частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Извещении (в ред. от 13.01.2022) неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2157.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительно Комиссия ФАС России обращает внимание, что согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в извещении о проведении Аукциона надлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам Аукциона.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта (в ред. от 10.01.2022) ненадлежащим образом установлена ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1042) установлены следующие размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 7.3 проекта государственного контракта (в ред. от 10.01.2022): "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом и составляет ______________ рублей.

Указываются конкретные значения, определяемые следующим образом:

а) 10 процентов цены Контракта, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены Контракта, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В соответствии с пунктом 7.4 проекта государственного контракта (в редакции от 10.01.2022): "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в настоящем Контракте таких обязательств) в следующем порядке, что составляет ___________ рублей.

Указываются конкретные значения, определяемые следующим образом:

а) 1000 рублей, если цена настоящего Контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена настоящего Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена настоящего Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена настоящего Контракта превышает 100 млн. рублей".

Комиссия, изучив указанные положения проекта государственного контракта, приходит к выводу, что Заказчиком в пункте 7.3 проекта государственного контракта (в ред. от 10.01.2022) неправомерно не установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), рассчитанный исходя из величины начальной (максимальной) цены государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем 13.01.2022 Заказчиком устранено указанное нарушение Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение о проведении Аукциона.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе участник закупки не может принять участие в закупочной процедуре, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки и об учредителях унитарного юридического лица.

Комиссией установлено, что в электронном документе "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" установлено следующее требование к участникам закупки: "В реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", должны отсутствовать сведения об участнике закупки, в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к участникам закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:

- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкции по ее заполнению, включенными в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" заявка на участие в Аукционе должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным на странице 17 описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

На странице 17 описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" установлен перечень транспортных средств, характеристики которых указаны на страницах 17 - 24 описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара".

В соответствии со страницами 17 - 18 описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара" Заказчиком установлены требования к вышеуказанным транспортным средствам, например, к транспортному средству "Категории N 1" установлены следующие характеристики "Длина кузова", "Объем двигателя", "Расход топлива в смешанном цикле", "Время разгона на скорости от 0 до 100 км/ч" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).

Вместе с тем в проекте государственного контракта отсутствуют положения о том, что вышеуказанный товар передается Заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также о том, что такой товар принимается к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Комиссия, изучив описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара", приходит к выводу, что в таком описании объекта закупки установлены требования к используемым товарам при оказании транспортных услуг Заказчику.

При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе участником закупки предоставляется исключительно согласие такого участника на оказание услуг в соответствии с извещением о проведении Аукциона, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании таких услуг.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе сведений, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку комиссией Заказчика не принималось решение о признании заявок на участие в Аукционе не соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона, в связи с предоставлением предложения участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, не соответствующего требованиям описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара".

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1 статьи 31, части 8 статьи 34, пункта 12 части 1 статьи 42, части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы от 19.01.2022 по делу N 28/06/105-71/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ведущий заседание Комиссии
Е.С. ДУБОВКИНА

Члены Комиссии
С.С. АНДРЕЕВА
А.В. МЕРЕТ