Приказ Минюста РФ от 19.05.98 N 57

"О проведении в Министерстве юстиции Российской Федерации юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
Редакция от 19.05.1998 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 мая 1998 г. N 57

О ПРОВЕДЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению соответствия конституций, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам и во исполнение пунктов 1 - 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации работы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

2. Организацию работ, связанных с проведением в Министерстве юстиции Российской Федерации юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возложить на Департамент правовой информатизации (А.В. Морозов).

3. Ответственность за качество и полноту проведения в департаментах Минюста России юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации возложить на руководителей департаментов.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Г.Н. Батанова.

5. Признать утратившими силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 19-01-104-96 "О совершенствовании порядка проведения в Министерстве юстиции Российской Федерации юридической экспертизы правовых актов субъектов Российской Федерации" и пункт 4 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 19-01-189-96 "Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации".

Министр
П.КРАШЕНИННИКОВ

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 19 мая 1998 г. N 57

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

1.2. Предметом юридической экспертизы, проводимой в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее именуется Министерство), являются конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты, принятые органами законодательной (представительной) власти, а также президентами, главами республик, правительствами, главами администраций, губернаторами и иными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поступающие в Министерство в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации".

1.3. Не подлежат юридической экспертизе правовые акты, не имеющие нормативного характера, а также принятые министерствами, ведомствами, управлениями, отделами и иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.4. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в департаментах Министерства в срок до 30 дней.

Срок окончания экспертизы устанавливается заместителем Министра по направлению деятельности и при необходимости может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на один месяц.

2. Организация проведения юридической экспертизы

2.1. Все поступающие из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации правовые акты и их официальные издания передаются из Департамента управления и контроля в течение суток после их регистрации в Департамент правовой информатизации.

2.2. Отдел актов законодательства субъектов Российской Федерации и государств - членов СНГ Департамента правовой информатизации:

2.2.1. Ведет учет правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на юридическую экспертизу в Министерство.

2.2.2. Осуществляет отбор нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, подлежащих юридической экспертизе, представляет после ксерокопирования заместителям Министра по направлениям деятельности для передачи их на юридическую экспертизу в соответствующие структурные подразделения Министерства.

2.2.3. Ведет учет и обобщение заключений и справок о результатах проведения юридической экспертизы, их анализ по субъектам Российской Федерации, отраслям законодательства и структурным подразделениям Министерства, проводившим юридическую экспертизу.

2.2.4. Обеспечивает ведение автоматизированной картотеки нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на юридическую экспертизу.

2.2.5. Ежемесячно обобщает информацию департаментов о результатах проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, на их основе готовит аналитические материалы и перечни нормативных правовых актов, по которым в Министерстве даны заключения о несоответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2.2.6. Обеспечивает контроль за полным и своевременным поступлением нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации для проведения юридической экспертизы в Министерство, используя ресурсы Научного центра правовой информации (НЦПИ), центров правовой информатизации Министерства и органов юстиции в субъектах Федерации.

2.2.7. Организует и обеспечивает ведение и поддержание в актуальном состоянии в НЦПИ базы данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, прошедших юридическую экспертизу в Министерстве.

3. Порядок проведения юридической экспертизы

3.1. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в департаментах Министерства на основании поручений заместителей Министра по направлениям деятельности и в соответствии с утвержденной Методикой проведения юридической экспертизы.

3.2. Руководители департаментов Министерства организуют проведение юридической экспертизы в отделах с учетом их специализации и обеспечивают соблюдение установленных сроков проведения юридической экспертизы.

В случае, если до установленного срока юридическая экспертиза не завершена, руководитель департамента докладывает заместителю Министра по направлению деятельности о необходимости продления срока проведения юридической экспертизы и информирует об этом Департамент правовой информатизации.

3.3. В проведении юридической экспертизы по наиболее сложным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации по поручению заместителя Министра принимают участие специалисты департаментов Министерства по различным отраслям права.

3.4. По результатам проведения юридической экспертизы составляются: мотивированное заключение, в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, или справка, если таких нарушений не обнаружено.

3.5. Заключение подписывается руководителем департамента Министерства и с сопроводительным письмом, подписанным заместителем Министра по направлению деятельности, направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный акт.

3.6. На копиях заключения и справки о том, что несоответствий Конституции Российской Федерации и федеральным законам не обнаружено, передаваемых в отдел актов законодательства субъектов Российской Федерации и государств - членов СНГ Департамента правовой информатизации, должны быть визы исполнителя, начальника отдела и подпись руководителя департамента.

3.7. Направление заключения в соответствии с пунктом 3.5 осуществляется департаментом, проводившим юридическую экспертизу. Копии заключения и сопроводительного письма или справки на бумажных носителях и в машиночитаемой форме передаются в отдел актов законодательства субъектов Российской Федерации и государств - членов СНГ Департамента правовой информатизации для учета.

3.8. Одновременно с направлением заключения руководителем департамента, в котором проводилась юридическая экспертиза, по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решается вопрос о необходимости направления копии заключения в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

3.9. По результатам проведения юридической экспертизы руководителем департамента по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решается вопрос о целесообразности подготовки проекта запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для внесения его Правительством Российской Федерации или проекта указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3.10. Руководители департаментов Министерства, в которых проводится юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Федерации, ежемесячно (не позднее 30 числа) представляют информацию о наиболее характерных нарушениях, выявленных при проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации, в отдел актов законодательства субъектов Российской Федерации и государств - членов СНГ Департамента правовой информатизации.

3.11. В целях повышения научного уровня проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации руководителем департамента Министерства по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решается вопрос о необходимости привлечения специалистов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российской правовой академии и других научных учреждений.

4. Организация работы по учету и рассмотрению результатов реагирования органов государственной власти субъектов Федерации на заключения Министерства

4.1. Все сообщения о результатах рассмотрения заключений Министерства, поступившие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаются для учета в отдел актов законодательства субъектов Российской Федерации и государств - членов СНГ Департамента правовой информатизации.

4.2. Копии указанных сообщений из отдела актов законодательства субъектов Российской Федерации и государств - членов СНГ Департамента правовой информатизации передаются руководителям департаментов, в которых проводилась юридическая экспертиза.

4.3. По сообщению органа государственной власти субъекта Российской Федерации о несогласии с заключением Министерства руководителем департамента, в котором проводилась юридическая экспертиза, по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решаются вопросы:

о необходимости проведения повторной юридической экспертизы с участием специалистов научных учреждений в соответствии с пунктом 3.11 настоящего Порядка;

о целесообразности подготовки проекта запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для внесения его Правительством Российской Федерации или проекта указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.