Решение ФАС РФ от 22.02.2022 по делу N 28/06/105-380/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 22.02.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2022 г. по делу N 28/06/105-380/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия Министерства "К" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства "К" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на продолжение реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения "Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря" (<...>) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007722000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников закупки по детализирующим показателям показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.02.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.02.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 27.01.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 10 339 974 рубля;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05408011140196486243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.02.2022;

6) в соответствии с частью 20 статьи 48 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только 1 заявки от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признано ООО "П" с предложением о цене контракта в размере 10 339 974 рубля.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по детализирующим показателям Критерия.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Подпунктом "г" пунктом 3 Положения предусмотрен, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется следующий критерий оценки - квалификация участников закупки.

В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

1.1 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в порядке оценки по детализирующим показателям Критерия неправомерно не установлена возможность подтверждения наличия опыта выполнения работ путем предоставления номеров реестровых записей исполненных контрактов (договоров) из реестра контрактов в ЕИС.

В силу подпунктов "в" и "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в извещении о проведении Конкурса, Критерий содержит детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), детализирующий показатель "(не приводится)" (далее - Детализирующий показатель N 2), детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 3) (далее - Детализирующие показатели), согласно которым учитываются только контракты, договоры (государственные/коммерческие), предметом которых является выполнение работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации, в составе обязательных приложений которых присутствует: Акт выполненных работ (или любой другой окончательный документ закрытия, подтверждающий выполнение работ с указанием стоимости), "Разрешение на производство работ по сохранению объекта культурного наследия" по форме, утвержденной Приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 и Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия по форме, утвержденной приказом Министерства культуры РФ от 25.06.2015 N 1840 с отметками о приемке всех членов комиссии.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком установлено требование о предоставлении документов в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с Положением.

Изучив порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего возможность подтверждения наличия опыта выполнения работ путем предоставления номеров реестровых записей исполненных контрактов (договоров) из реестра контрактов в ЕИС, не противоречат Положению и Закону о контрактной системе.

1.2 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в порядке оценки по Детализирующим показателям Критерия неправомерно установлено требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта выполнения работ следующих документов: "Разрешение на производство работ по сохранению объекта культурного наследия" по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 (далее - Разрешение на производство работ) и Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия по форме, утвержденной приказом Министерства культуры РФ от 26.06.2015 N 1840 (далее - Акт приемки выполненных работ) с отметками о приемке всех членов комиссии.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для успешного подтверждения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия участникам закупки необходимо предоставлять Разрешение на производство работ и Акт приемки выполненных работ в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что требование к участникам закупки в части предоставления Разрешения на производство работ для осуществления оценки по Детализирующим показателям Критерия является избыточным, поскольку отсутствие данного документа не может являться подтверждением отсутствия наличия опыта успешного выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

1.3 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в порядке оценки заявок участников закупки неправомерно установлен Детализирующий показатель N 1 Критерия, поскольку, по мнению Заявителя, оценка количества исполненных участником закупки контрактов (договоров) не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Таким образом, Положением установлена возможность Заказчику в порядках оценки заявок по закупкам устанавливать одновременно все вышеуказанные детализирующие показатели.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Критерии одновременно несколько детализирующих показателей, не противоречат Положению и Закону о контрактной системе.

1.4 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в порядке оценки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия неправомерно установлено предельные максимальные значения.

В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (), рассчитывается по одной из следующих формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.

Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения, в соответствии с которой в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки:

На заседании Комиссии установлено, что по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено предельное максимальное значение в размере 5 млрд рублей.

При этом по Детализирующему показателю N 2 Критерия установлено предельное максимальное значение - 50 контрактов (договоров).

В силу пункта 18 Положения, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств необходимости установления предельных значений по Детализирующим показателям N N 1, 2.

Таким образом, действия Заказчика, установившего предельные максимальные значения по Детализирующим показателям N N 1, 2 Критерия в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов) договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

При этом по Детализирующим показателям Критерия при проведении Конкурса Заказчиком оцениваются контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с Положением опытом выполнения работ является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующим показателям, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" обоснованной в части пунктов 1.2, 1.4 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 22.02.2022 по делу N 28/06/105-380/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.