Решение ФАС РФ от 01.02.2022 N 223ФЗ-50/22

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора нарушают ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 01.02.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2022 г. N 223ФЗ-50/22

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Г" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

АО "А": <...>,

ПАО "К": <...>,

представители ООО "Г" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Г" от 24.01.2022 N 30-22 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "А" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Гаражный комплекс спецавтотранспорта для ЛИП" (извещение N 32110889969), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Г" (далее - Заявитель) от 24.01.2022 N 30-22 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "А" (далее - Оператор) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Гаражный комплекс спецавтотранспорта для ЛИП" (извещение N 32110889969) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Конкурсной документацией (далее - Документация) установлено, что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://etp.zakazrf.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://etp.zakazrf.ru, регулируются Регламентом организации и проведения закупочных процедур на электронной площадке 223etp.zakazrf.ru, утвержденным Генеральным директором АО "А" <...> (далее - Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), Документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 01.12.2021.

2. Начальная (максимальная) цена договора - 36 627 715 рублей.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.12.2021.

4. На участие в Конкурсе подано 6 заявок.

5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе - 24.12.2021.

6. К участию в Конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено 6 участников закупки.

7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе - 11.01.2022.

8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующими требованиям Документации признаны 6 заявок участников закупки.

9. Дата подведения итогов Конкурса - 14.01.2022.

10. Победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером 308202 с предложением о цене договора в размере 32 232 389,20 рублей.

Согласно доводу Жалобы Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем Оператором не осуществлен возврат денежных средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.10.6 Документации установлено, что обеспечение заявки возвращается всем участникам закупки, кроме победителя закупки, в срок не более пяти рабочих дней с даты официального размещения протокола подведения итогов закупки.

В соответствии с Документацией дата подведения итогов Конкурса - 14.01.2022, в связи с чем регламентированным сроком возврата денежных средств, внесенных участниками в качестве обеспечения заявок, является 21.01.2022.

Из Жалобы следует, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем денежные средства в размере 183 143,94 рублей, внесенные Заявителем на специальный счет N 40702810490350001628 в качестве обеспечения заявки, не возвращены Оператором в установленные Документацией сроки.

На Заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора согласился с доводом Жалобы и сообщил, что с целью возврата денежных средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, Оператором 28.01.2022 направлен запрос на прекращение блокирования денежных средств в банк, обслуживающий специальный счет Заявителя N 40702810490350001628.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора, несвоевременно возвратившего денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

Таким образом, на основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 24.01.2022 N 30 - 22 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "А" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Гаражный комплекс спецавтотранспорта для ЛИП" (извещение N 32110889969) обоснованной.

2. Признать в действиях АО "А" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о закупках АО "А" устранено, предписание об устранении нарушения Закона о закупках не выдавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.